Главная > Каталог станков > Токарные станки > Станки токарно-карусельные > 1541

1541 Станок токарно-карусельный одностоечный универсальный
Схемы, описание, характеристики

Токарный карусельный одностоечный станок 1541







Сведения о производителе токарно-карусельного станка 1541 и 1531М

Разработчиком и изготовителем токарно-карусельного станка 1541 и 1531М является Краснодарский станкостроительный завод Седина, основанный в 1911 году.

В 1915 году был выпущен первый токарный станок. В 1922 предприятие получило своё современное название — в честь токаря Седина Г. М.

В 1935 году был выпущен первый токарно-карусельный станок модели 152, а к 1937 г. определился приоритетный профиль завода — станкостроение, и в первую очередь — производство токарно-карусельных станков.





Станки токарно-карусельные производства Краснодарского станкостроительного завода, КСЗС


1541 Станок токарно-карусельный одностоечный. Назначение и область применения

Одностоечные токарно-карусельные станки моделей 1541 и 1531М являются универсальными станками и предназначены для обработки разнообразных изделий из чёрных и цветных металлов в условиях мелкосерийного и серийного производства.

На токарно-карусельном станке 1541 можно производить цилиндрическое и коническое обтачивание и растачивание, протачивание плоскостей, сверление, зенкерование и развертывание отверстий, а также получистовое и чистовое обтачивание плоских торцовых поверхностей.

Принцип работы и особенности конструкции станка 1541

Станок 1541 имеет два суппорта: вертикальный с пятипозиционной револьверной головкой с автоматическим поворотом и фиксацией на каждой позиции и горизонтальный (боковой) с четырехпозиционным резцедержателем.

Технологические возможности станка значительно расширяются с помощью поставляемых по особому заказу самоцентрирующей планшайбы, приспособлений (для резьбонарезания, обработки конических поверхностей, обтачивания фасонных поверхностей тел вращения по копиру, обработки деталей по упорам) и устройства для обработки с охлаждением.

На станках 1541 можно производить следующие операции:

  • обтачивание цилиндрических и конических поверхностей;
  • растачивание цилиндрических и конических поверхностей;
  • обтачивание плоских торцовых поверхностей вертикальным и боковым суппортами.

Кроме того, вертикальным суппортом можно производить обтачивание плоских торцовых поверхностей с поддержанием ступенчато-постоянной скорости резания на чистовых и получистовых режимах; сверление, зенкерование и развертывание; прорезание канавок и отрезку.

При применении специальных приспособлений и устройств, которые поставляются вместе со станками по особому заказу за отдельную плату, на станках можно производить:

  • обработку деталей по заданным размерам (по упорам);
  • нарезание резьб, обтачивание и растачивание конических поверхностей;
  • обработку фасонных поверхностей тел вращения по копиру (электрокопировальное устройство);
  • обработку деталей с охлаждением.

В обычном исполнении станки поставляются с вертикальным револьверным суппортом, имеющим механический поворот и зажим револьверной головки, и боковым суппортом.

Помимо этого, по особому заказу за отдельную плату может быть поставлен станок с самоцентрирующей планшайбой с ручным зажимом изделия.

На станке одновременно могут быть смонтированы все приспособления, за исключением охлаждения, которое не может быть установлено одновременно с самоцентрирующей планшайбой.

В связи с тем, что установка приспособлений требует значительных изменений и доработок в станке, заказы на изготовление приспособлений к ранее поставленным станкам не могут быть выполнены. Приспособления поставляются только вместе со станком.

Значительная мощность электродвигателя главного привода, высокая жесткость базовых деталей и достаточная прочность всех элементов кинематической цепи в сочетании с широкими диапазонами регулирования чисел оборотов планшайбы и величин подач позволяют вести на станках высокопроизводительную работу на скоростных режимах резания.









Габарит рабочего пространства токарно-карусельного станка 1541

1541 Габарит рабочего пространства и чертеж общего вида станка

Габарит рабочего пространства токарно-карусельного станка 1541


Габаритные размеры токарно-карусельного станка 1541 в плане

1541 Габаритные размеры токарно-карусельного станка в плане

Габаритные размеры токарно-карусельного станка 1541 в плане


Посадочные и присоединительные базы токарно-карусельного станка 1541

1541 Посадочные и присоединительные базы токарно-карусельного станка

Посадочные и присоединительные базы карусельного станка 1541


Расположение составных частей токарно-карусельного станка 1541

1541 Состаные части станка

Расположение составных частей токарно-карусельного станка 1541

Расположение составных частей токарно-карусельного станка 1541. Смотреть в увеличенном масштабе



Перечень составных частей токарно-карусельного станка 1541

  1. Станина
  2. Коробка скоростей вращения стола
  3. Механизм передачи на подачу
  4. Стол
  5. Ограждение
  6. Гидроуправление
  7. Коробка подач вертикального суппорта
  8. Коробка подач бокового суппорта
  9. Поперечина
  10. Вертикальный суппорт
  11. Боковой суппорт
  12. Механизм перемещения поперечины
  13. Маслопровод
  14. Принадлежности
  15. Электрооборудование
  16. Подвесной кнопочный пульт




Расположение органов управления токарно-карусельным станком 1541

1541 Расположение органов управления токарно-карусельным станком

Расположение органов управления токарно-карусельным станком 1541


Перечень органов управления токарно-карусельным станком 1541

  • 135 Рукоятка автомата подключения станка к электросети
  • 136 Подвесной кнопочный пульт
  • 137 Рукоятка выбора величины подачи
  • 138 Рукоятка переключения величины подачи
  • 139 Рукоятка ручного вертикального перемещения ползуна вертикального суппорта
  • 140 Рукоятка ручного горизонтального перемещения вертикального суппорта
  • 141 Квадрат червяка поворота ползуна вертикального суппорта
  • 142 Гайки крепления поворотных салазок вертикального суппорта
  • 143 Рукоятка поворота и крепления револьверной головки
  • 144 Винт зажима оправки режущего инструмента в гнезде револьверной головки
  • 145 Квадрат винта крепления вертикального суппорта на направляющих поперечины
  • 146 Квадрат винта крепления ползуна вертикального суппорта в направляющих суппорта
  • 147 Маховик ручного горизонтального перемещения ползуна бокового суппорта
  • 148 Маховик ручного вертикального перемещения бокового суппорта
  • 149 Рукоятка крепления резцовой головки бокового суппорта
  • 150 Квадрат винта крепления бокового суппорта на направляющих станины
  • 151 Квадрат винта крепления ползуна бокового суппорта в направляющих суппорта
  • 152 Квадрат винта зажима изделия в кулачках
  • 154 Квадрат ручного вертикального перемещения ползуна вертикального суппорта
  • 155 Квадрат ручного горизонтального перемещения вертикального суппорта




Кинематическая схема токарно-карусельного станка 1541

 1541 кинематика токарного карусельного станка

Кинематическая схема токарно-карусельного станка 1541

1. Схема кинематическая токарного карусельного станка 1541. Смотреть в увеличенном масштабе

2. Схема кинематическая токарного карусельного станка 1541. Смотреть в увеличенном масштабе



Кинематические схемы токарно-карусельных станков 1541 и 1531М сходны между собой и отличаются друг от друга лишь кинематикой цепи механизма передачи движения на подачу и числом зубьев зубчатых колес стола.


Конструкция и характеристика работы основных узлов токарно-карусельного станка 1541

 1541 Конструкция и основные узлы токарно-карусельного станка 1541

Конструкция и основные узлы токарно-карусельного станка 1541

Конструкция и основные узлы токарно-карусельного станка 1541. Смотреть в увеличенном масштабе


Станина станка

Станина станка состоит из жестко соединенных между собой основания 1 и стойки 8. Во внутренней части основания 1 расположены подшипники шпинделя планшайбы и ее кольцевые направляющие. Стойка 8 имеет вертикальные направляющие для перемещения поперечины 15 и каретки 4 бокового суппорта 12. Во внутренней полости стойки под дверцей 11 помещен шкаф с электрооборудованием станка.


Планшайба

Планшайба 2 с четырьмя закрепленными в ее Т-образных пазах кулачками предназначена для установки, крепления и вращения обрабатываемых изделий. Для зажима изделия каждый из кулачков перемещается отдельным винтом с квадратным хвостовиком.


Поперечина

Поперечина 15 служит для установки вертикального суппорта 16 на высоте, удобной для обработки изделий. Подъем или опускание поперечины производится механизмом, помещенным в коробке 7.





Вертикальный суппорт

Вертикальный суппорт 16 предназначен для перемещения установленных на нем инструментов, обрабатывающих внутренние и верхние поверхности изделий. Он состоит из каретки 17, поворотных салазок 18, ползуна 19 и револьверной головки 34.

Каретка 17 может двигаться по направляющим поперечины 15 для перемещения суппорта в горизонтальном направлении. Если горизонтальным перемещением каретки не пользуются, то для более жесткого положения она закрепляется на направляющих поперечины. Перемещение каретки вручную производится с помощью квадратного хвостовика 26.

Поворотные салазки 18 расположены на каретке 17 и имеют направляющие для движения ползуна 19. С помощью квадратного хвостовика 21 можно повернуть и установить салазки под углом, необходимым для обработки конических поверхностей заготовок.

Ползун 19 предназначен для перемещения в вертикальном направлении установленной на него револьверной головки 34. Если вертикальным перемещением ползуна не пользуются, то он закрепляется на направляющих салазок 18. Масса ползуна уравновешена грузом 20. Перемещение ползуна вручную производится с помощью квадратного хвостовика 24.

Револьверная головка 34 имеет пять гнезд, предназначенных для установки и крепления державок с инструментом. Отжим, поворот на 1/5 оборота и зажим револьверной головки на ползуне 19 производится рукояткой 5.


Револьверная головка

Револьверная головка 34 имеет пять гнезд, предназначенных для установки и крепления державок с инструментом. Отжим, поворот на 1/5 оборота и зажим револьверной головки на ползуне 19 производится рукояткой 5.


Боковой суппорт

Боковой суппорт 12 предназначен для перемещения в вертикальном или горизонтальном направлениях резцов, установленных в резцовую головку 32 для обработки боковых поверхностей изделий. Суппорт состоит из каретки 4, ползуна 3 и резцовой головки 32.

Каретка 4 может перемещаться от механизма подач или быстрых установочных движений по вертикальным направляющим стойки 8. Каретка уравновешена грузом, соединенным с ней тросом 10 и расположенным внутри стойки 8.

Точное перемещение каретки в вертикальном направлении производится вручную вращением маховика 31, имеющего лимб с ценой делений 0,05 мм.

Если вертикальным перемещением каретки не пользуются, то ее закрепляют на направляющих стойки 8.

Ползун 3 перемещается по горизонтальным направляющим каретки 4. Установка резца в заданное положение вручную производится перемещением ползуна 3 при вращении маховика 29 с лимбом с ценой делений 0,05 мм.

Если горизонтальным перемещением ползуна не пользуются, то он закрепляется на направляющих каретки.

Резцовая головка 32 имеет четыре паза для крепления резцов. Для установки следующего резца в рабочее положение головка поворачивается вручную, а ее зажим или отжим производится поворотом рукоятки 33.


Коробка скоростей

Коробка скоростей 13 служит для размещения в ней привода главного движения станка.


Коробка подач

Станок 1541 имеет две одинаковые коробки подач 23 и 30 соответственно вертикального и бокового суппортов. На каждой из коробок помещены две рукоятки. Рукоятка с диском 22 предназначена для установки нужной величины подачи, а рукоятка 25 — для включения установленной подачи.


Устройство для автоматического выключения подачи ползунов бокового и вертикального суппортов в конце хода

Для выключения подачи ползунов 4 и 19 (рис. 7, а) в конце хода, когда поверхность изделия обработана на заданную длину, на ползунах помещены валики 6 и 27. Валик 27 изображен на рис. 7, б в увеличенном масштабе.

При движении ползуна 1 (рис. 7, б) вместе с ним перемещается валик 5. На нем имеются четыре паза б (по числу позиций, в которые можно повернуть резцедержатель 12). В пазах б с помощью планок 13 и винтов 8 закрепляются кулачки 6.

При наладке станка каждый из кулачков 6 передвигается вдоль паза в положение, при котором при повороте валиком 5 кулачка 6 в положение а его винт 7 выключал бы подачу в конце хода ползуна.

Перед выполнением каждого перехода валик 5 поворачивается маховичком 10 в положение, при котором кулачок, настроенный на выключение подачи ползуна 1, при выполнении этого перехода расположился бы с задней стороны валика, т. е. занимал бы положение а. После этого включают подачу ползуна влево.

В тот момент, когда резец обрабатывает торцовую поверхность изделия на нужную длину, винт 7 кулачка 6, находящегося в положении а, нажимает на упор 11. При этом валик 5 сдвигается относительно ползуна вправо и переключателем 9 выключает подачу ползуна 1.

На каретке 2 закреплена линейка 3 с делениями от 0 до 630 мм, по которой указатель 4 показывает перемещение ползуна от крайнего правого положения.

Валик 6 (рис. 7, а), предназначенный для автоматического отключения в конце хода вертикальных подач ползуна 19, устроен и действует аналогично валику 27, но валик 6 имеет не четыре, а пять пазов для крепления пяти кулачков (по количеству позиций револьверной головки).

Управление станком производится с кнопочной станции 28.





Настройка и наладка токарно-карусельного станка 1541. Режимы резания

Управление главным приводом

Управление главным приводов станка производятся от подвесного кнопочного пульта (см. рис.33).

Подвесной кнопочный пульт токарно-карусельного станка 1541

Подвесной кнопочный пульт токарно-карусельного станка 1541

Подвесной кнопочный пульт токарно-карусельного станка 1541. Смотреть в увеличенном масштабе



Пуск и останов двигателя главного привода и одновременно двигателя насоса гидросистемы осуществляется кнопками "Пуск" и "Стоп" главного привода.

Выбор и установка требуемого числа оборотов планшайбы производятся поворотом в соответствующее положение рукоятки выбора оборотов; включение вращения планшайбы - кнопкой "Пуск" планшайбы, а выключение вращения ее - кнопкой "Стоп" планшайбы.

Переключение чисел оборотов планшайбы возможно только при остановленной планшайбе. Если рукоятку выбора оборотов повернуть при включенной планшайбе, переключение скоростей не произойдет, и планшайба будет продолжать работать на ранее установленной скорости.

Резкий пуск и останов планшайбы необходимы для установки, выверки и крепления изделия на станке и возможны только на двух нижних ступенях чисел оборотов планшайбы (4 и 5 Об/мин для станка 1541; 6, 3 и 8 об/мин для станка 1531М). Для резкого пуска планшайбы необходимо установить одно из указанных чисел оборотов и нажать кнопку "Пуск" планшайбы, при этом станок включается в нормальном режиме; затем нажать на кнопку "Стоп" планшайбы и снова на кнопку "Пуск" планшайбы. Только после этого произойдет резкое включение планшайбы. Нажатием на кнопку "Стоп" планшайбы производится резкий останов ее.

Управление рабочими подачами и быстрыми установочными перемещениями суппортов

Управление рабочими подачами токарно-карусельного станка 1541

Управление рабочими подачами токарно-карусельного станка 1541

Управление рабочими подачами токарно-карусельного станка 1541. Смотреть в увеличенном масштабе



Управление рабочими подачами и быстрыми установочными перемещениями вертикального и бокового суппортов совершенно одинаково.

Управление рабочими подачами осуществляется рукоятками на коробке подач соответствующего суппорта (см. рис. 34) и кнопками того же суппорта на подвесном кнопочном пульте.

Переключение величин подач производится следующим образом: рукоятка переключения величин подач 138 отводится вправо до положения фиксации; поворотом рукоятки выбора величин подач 137 устанавливается нужная подача, затем рукоятка 138 вновь отводится влево в прежнее положение. Если главный привод и планшайба отключены, производится их включение после чего нажатием кнопки включения направления ("вверх", "вниз", "вправо", "влево"), расположенной на подвесном кнопочном пульте, включается рабочая подача нужного направления. Выключение рабочих подач производится кнопкой "Стоп" соответствующего суппорта, расположенной на подвесном пульте.

При применении максимальных величин подач на больших оборотах планшайбы (160... 315 об/мин) скорости перемещения суппортов превышают установленные для станка скорости быстрых установочных перемещений, что вредно сказывается на работе механизмов. Поэтому для обеспечения нормальной работы станка не допускается включение подач больших, чем указано в таблице.

  • 4..125 об/мин - допустимые подачи 0,04..16 мм/об
  • 160, 200 - допустимые подачи 0,04..11,2 мм/об
  • 250 - допустимые подачи 0,04..8 мм/об
  • 315 - допустимые подачи 0,04..5,6 мм/об

Управление быстрыми установочными перемещениями осуществляется от подвесного кнопочного пульта. Для включения быстрого перемещения необходимо нажать кнопку "Быстро" нужного суппорта и одну из кнопок включения направления движения, причем быстрое установочное перемещение длится до тех пор, пока обе кнопки нажаты. Рабочие подачи перед включением быстрых перемещений должны быть отключены кнопкой "Стоп".


Ручное перемещение вертикального и бокового суппортов

Ручные перемещения бокового суппорта осуществляются маховиками 147, 148 (рис. 6 и 34).

Для включения маховиков в кинематическую цепь перемещения суппорта или ползуна маховик нужно дослать вперед. Маховики снабжены лимбами.

Для установки лимба на нулевое деление нужно отпустить гайку 312 и нажать на тягу 313.

После установки гайку следует вновь затянуть.

Ручное перемещение вертикального суппорта осуществляется рукоятками 139, 140 (рис. 6), снабженными лимбами. Ручное перемещение суппорта и ползуна можно осуществить также поворотом квадратов выходных валов коробки подач вертикального суппорта (155, 154).


Обслуживание револьверной головки

Во время работы револьверной головки рукоятка 143 должна находиться в верхнем положении (см. рис. 44). Для перестановки головки в следующую позицию рукоятку 143 нужно опустить вниз и повернуть на 360°, при этом головка повернется на 72° и займет новую позицию, затем рукоятку 143 нужно вновь поднять вверх.


Обслуживание резцовой головки

Во время работы рукоятка 149 должна находитьсяся в положении I (рис.45).

Для поворота резцовой головки на новую позицию рукоятка 149 переводится в положение II, после чего производится поворот головки, затем рукоятка 149 вновь ставится в положение I.


Управление перемещениями поперечины

Управление перемещениями поперечины осуществляется двумя кнопками - "Поперечина вверх" и "Поперечина вниз", расположенными на подвесном кнопочном пульте. Перемещение происходит только при остановленной планшайбе и длится до тех пор, пока нажата кнопка или пока поперечина не дойдет до крайнего положения и не нажмет на один из конечных выключателей, ограничивающих ее перемещение.

Частое, многократно повторяемое включение механизма перемещения поперечины недопустимо. Разрешается производить не более двух-трех включений в час.

При перемещении поперечины вертикальный суппорт должен находиться справа от оси планшайбы против винта перемещения поперечины.

Поперечина после опускания должна быть обязательно приподнята на 20..30 мм для сохранения стабильности положения.


Установка инструмента

На боковом суппорте режущий инструмент (резец) устанавливается в поворотной резцовой головке. Всего можно одновременно установить четыре резца.

Для крепления инструмента в револьверной головке вертикального суппорта вместе со станком поставляются следующие оправки (рис. 35):

  • а) многорезцовая оправка для крепления резцов, одновременно в ней можно установить два резца;
  • б) расточная резцовая оправка для крепления резца при расточке отверстий;
  • в) оправка для инструмента о конусным хвостовиком.

Крепление обрабатываемого изделия на станке

Рекомендации способов зажима изделия на токарно-карусельном станке 15411

Рекомендации способов зажима изделия на токарно-карусельном станке 1541

Рекомендации способов зажима изделия на токарно-карусельном станке 15411. Смотреть в увеличенном масштабе



Обрабатываемые изделия могут крепиться на станке при помощи зажимных кулачков, которые входят в комплект принадлежностей, поставляемых вместе со станком, или же в специальных установочных приспособлениях. В некоторых случаях изделия могут крепиться непосредственно на планшайбе прижимными планками.

На рис. 36 приведены эскизы рекомендуемых методов крепления обрабатываемых изделий кулачками. При этом необходимо иметь в виду, что в случае чрезмерного зажатия изделия кулачками происходит деформация планшайбы, вызывающая искажение формы круговой направляющей, а это влечет за собой повышение удельных давлений и нарушение





Регулировка токарно-карусельного станка 1541

В процессе эксплуатации станка возникает необходимость в регулировке отдельных узлов и элементов с целью восстановления их нормальной работы.

По окончании регулировки винты 276 вновь затягиваются, и верхняя часть кожуха ставится на место.

Регулировка натяжения ремней клиноременной передачи (рис. 39

В целях предупреждения преждевременного износа ремней необходимо следить за тем, чтобы выходной вал электродвигателя главного привода был параллелен оси коробки скоростей. При ослаблении ремней вследствие их растяжения необходимо снять верхнюю часть кожуха, отпустить винты 276 крепления электродвигателя и натянуть ремни путем смещения электродвигателя.

Правильно натянутые ремни не должны иметь заметного на глаз провисания.

Регулировка рабочего фрикциона и тормоза (рис. 40)

Регулировка рабочего фрикциона и тормоза токарно-карусельного станка 1541

Регулировка рабочего фрикциона и тормоза токарно-карусельного станка 1541

Регулировка рабочего фрикциона и тормоза токарно-карусельного станка 1541. Смотреть в увеличенном масштабе



Если в процессе эксплуатации станка рабочий фрикцион начнет работать с проскальзыванием, и планшайба не включается, то причиной этого явления может быть либо износ дисков рабочего фрикциона, либо неопускание фиксатора. В последнем случае гидроцилиндр 1 левый работает на слив (см. раздел "Гидрооборудование станков"), и рабочий фрикцион полностью не включается. Если при отключении планшайбы она не останавливается, причиной чаще всего является износ дисков тормозного фрикциона.

Прежде чем приступить к регулировке фрикциона, нужно отсоединить контакта электродвигателя главного привода в электрошкафу, снять верхнюю крышку коробки скоростей и гильзу переключения 163 установить в нейтральное положение. Затем фиксирующую защелку 175 регулируемого фрикциона нужно оттянуть, повернув ее на некоторый угол так, чтобы фиксатор 176 вышел из отверстия в шайбе 173, и защелка удерживалась в оттянутом положении. Далее следует расслабить регулируемый фрикцион, отпустив гайку 174.

Если при расслабленном рабочем фрикционе гильза 163 по прежнему не вжимает шарики и не может подойти к гайке 174 с зазором 2..5 мм, то это значит, что фиксатор не опустился, и гидроцилиндр 1 левый работает на слив. В этом случае производить регулировку рабочего фрикциона не требуется. Нужно найти и устранить причину задержки фиксатора. Если же при расслабленном рабочем фрикционе гильза 163 подходит к гайке 174 с зазором 2-5 мм, то это значит, что диски рабо-чего фрикциона износились и необходимо произвести регулировку его. Регулировка осуществляется следующим образом: гайкой 174 производится постепенное подтягивание дисков до достаточно плотного сцеплении их так, чтобы гильза по прежнему могла подходить к гайке с зазором 2-5 мм, но с усилием. При этом необходимо, чтобы вилка 159 при включенном Фрикционе доходила до своего крайнего положения (гайка 304 должна упираться в корпус цилиндра 1 правого - см. рис. 28), свободно сидела в пазу гильзы 163 и не нажимала щечками на гильзу. Затем положение гайки фиксируется фиксатором 176.

Тормозной фрикцион регулируется аналогичным способом.

По окончании регулировки ставится на место верхняя крышка коробки скоростей и подключаются провода электродвигателя главного привода.

Регулировка подшипников шпинделя (рис. 41)

Регулировка подшипника шпинделя токарно-карусельного станка 1541

Регулировка подшипника шпинделя токарно-карусельного станка 1541

Регулировка подшипника шпинделя токарно-карусельного станка 1541. Смотреть в увеличенном масштабе



Регулировка сводится к уменьшению радиального зазора за счет увеличения наружных диаметров внутренних колец подшипников путем напрессовки их на конические шейки шпинделя 187.

Порядок регулировки следующий:

  • Снимается верхняя крышка коробки скоростей, и гильза переключения ставится в нейтральное положение
  • Планшайба со шпинделем и внутренними кольцами подшипников поднимается краном и устанавливается на подкладки шпинделем вверх
  • Из корпуса стола демонтируются наружные кольца подшипников
  • затем отпускаются стопорные винты 189 и производится подтяжка подшипников гайками 190 и 191.

В правильно отрегулированном подшипнике наружное кольцо не должно перемещаться по роликам под действием собственного веса, но должно перемещаться от легкого нажима руки.

Необходимо помнить, что при чрезмерном подтягивании могут лопнуть внутренние кольца подшипников.

По окончании регулировки затягиваются отпущенные перед регулировкой стопорные винты 189 гаек 190 и 191, наружные кольца подшипников устанавливается в гнезда стола, и ставится на место планшайба со шпинделем.

В случае затруднения демонтажа наружных колец подшипников, регулировка подшипников производится постепенным подтягиванием внутренних колец указанным методом. Правильность регулировки проверяется в работе.

Обслуживание электромагнитных муфт коробок подач (рис. 42

В процессе эксплуатации станка необходимо периодически контролировать износ щеток и дисков электромагнитных муфт.

Износ щеток контролируется по запасу хода, оставшегося у изношенной щетке

Осуществляется это следующим образом:

  • Снимаются крышки 201, и щеткодержатель 202 вывинчивается на один оборот;
  • Если при этом контакт прерывается, изношенную щетку 203 следует заменить новой.

Для контроля износа и замены дисков электромагнитные муфты необходимо демонтировать. При этом сначала удаляются щеткодержатели со щетками и отсоединяются провода, подводящие ток к тормозной муфте, смонтированной во фланце 204 (рис. 18), затем вывинчиваются винты, крепящие фланец 204, и весь блок муфт вместе с валом вынимается из коробки подач.

При замене изношенных дисков муфты должны собираться таким образом, чтобы первый диск со стороны катушки для тормозной муфты был неподвижен, а для рабочей - вращался с катушкой синхронно.

Кроме того, необходимо, чтобы при включенной рабочей муфте зазор между якорем и кольцом 206 (см. рис. 18) был не менее 0,5 мм, так как иначе диски муфты будут греться; внутреннее кольцо 207 якоря муфты в рабочем положении не должно выступать по отношению к наружному 208, так как в противном случае будет работать только внутреннее кольцо якоря.

Регулировка усилия зажима поперечины (см. рис. 43)

Регулировка усилия зажима поперечины токарно-карусельного станка 1541

Регулировка усилия зажима поперечины токарно-карусельного станка 1541

Регулировка усилия зажима поперечины токарно-карусельного станка 1541. Смотреть в увеличенном масштабе



Регулировка осуществляется следующим образом:

  • Отпускаются контргайки 268;
  • Ввинчиванием или вывинчиванием винтов 267 изменяется натяг тарельчатых пружин зажимного устройства
  • Затем контргайки 268 затягиваются вновь.

После этого необходимо проверить правильность положения винтов 269 и 270. Винт 270 должен быть отрегулирован таким образом, чтобы он касался планки 265, когда поперечина зажата на направляющих. Регулировкой винта 269 обеспечивается своевременное срабатывание конечного выключателя (по окончании освобождения зажимных рычагов).

Регулировка зажима револьверной головки (рис. 44)

Регулировка усилия зажима револьверной головки токарно-карусельного станка 1541

Регулировка усилия зажима револьверной головки токарно-карусельного станка 1541

Регулировка усилия зажима револьверной головки токарно-карусельного станка 1541. Смотреть в увеличенном масштабе



При износе эксцентрика 241 и подкладного кольца 239 осуществляется вращением колпака 240, при этом стопорные винты 242 нужно предварительно отпустить.

Необходимость в регулировке зажима резцовой головки (см. рис. 45) возникает вследствие износа эксцентрика рукоятки 149 и опорной поверхности втулки 222. Регулировка осуществляется резьбовой втулкой 222, стопорящейся контргайкой 223.

Регулировка зазора в резьбовом соединении винта и гайки горизонтального перемещения вертикального суппорта (рис.46)

В случае износа разрезной бронзовой гайки 109 и появления люфта в резьбовом соединении следует произвести регулировку зазора. При этом гайка 250, освобожденная от предохранительной шайбы 245, поворачивается на резьбовой части гайке 109а, оттягивая последнюю от гайка 109б и выбирая тем самым зазор. По окончании регулировки натяжная гайка 250 закрепляется предохранительной шайбой 245 от самоотвинчивания.

Регулировка зазора в резьбовом соединении винта и гайки ползуна вертикального суппорта (рис. 47)

Регулировка осуществляется следующим образом. Снимается крышка 251, и ползун своим окном устанавливается против шлицевых гаек 252, 253. Затем отгибаются стопорящие зубцы предохранительной шайбы 254, отпускается контргайка 252, и гайкой 253 производится необходимая регулировка. По окончании регулировки вновь затягивается контргайка 252 и закрепляется предохранительной шайбой от самоотвинчивания; крышка 251 ставится на место.

Регулировка усилия зазора винтаи гайки поперечного суппорта токарно-карусельного станка 1541

Регулировка усилия зазора винтаи гайки поперечного суппорта токарно-карусельного станка 1541

Регулировка усилия зазора винтаи гайки поперечного суппорта токарно-карусельного станка 1541. Смотреть в увеличенном масштабе



Регулировка зазора в резьбовом соединении винта и гайки ползуна бокового суппорта осуществляется способом, аналогичным вышеизложенному.

Регулировка клиньев (см. рис. 48)

При износе направлявших станка возникает люфт, что отрицательно сказывается на точности станка. Для компенсации износа и выборки люфтов необходимо производить регулировку клиньев. Регулировка производится следующим образом: отпускается одна из гаек 246, а другой - клин перемещается так, чтобы он плотно прилегал к плоскости скольжения и к плоскости прилегания. При этом щуп 0,04 мм не должен заходить между сопряженными поверхностями. Допускается закусывание щупа на глубину до 20 мм, но не на всей ширине клина, а лишь в отдельных местах. По окончании регулировки гайки 246 затягиваются.

Необходимо помнить, что чрезмерная затяжка клиньев вызывает быстрый износ направляющих, а слабая - снижает точность станка.

Регулировка устройства для разгрузки направляющих (рис. 49) производится следующим образом: отпускается гайка 224 и вращением винта 225 регулируется зажатие тарельчатых пружин 259, при этом суппорт должен легко перемещаться по направляющим поперечины, что проверяется в процессе регулировки перемещением суппорта вручную рукояткой - трещоткой.

Необходимо помнить, что как чрезмерная, так и слабая затяжка тарельчатых пружин ведет к ухудшению условий работы вертикального суппорта.

По окончании регулировки контргайка 224 затягивается.

Не рекомендуется производить без надобности регулировку разгрузочных устройств, так как отрегулированная при сборке система может работать в течение нескольких лет.


Особенности разборки и сборки станков при ремонте и техническая документация по ремонту

В случае разборки станков необходимо иметь в виду следующее:

  • 1. Прежде чем приступить к разборке станков нужно расставить все подвижные узлы станка в положения, удобные для намечаемого демонтажа, а затеи вводный рубильником обязательно отключить станок от электросети.
  • 2. При демонтаже отдельных узлов соблюдать порядок демонтажа, указанный ниже.
  • 3. При разборке отдельных механизмов станков следует руководствоваться приведенными в настоящем руководстве сборочными чертежами.

Порядок демонтажа коробки скоростей и механизма передачи на подачу

  • 1. Отсоединить электропровода и маслопроводящие трубки, идущие от гидропанели к устройству для освобождения зажимных рычагов поперечины
  • 2. Отсоединить от гидробака маслопроводящие трубки, связывающие его с гидропанелью
  • 3. Отсоединить всасывающую трубу маслопровода смазки, а также трубку, подводящую смазку к столу, что можно сделать через левое окно стола
  • 4. Снять кожух и клиновые ремни электродвигателя главного привода
  • 5. Вытащить вертикальный вал механизма передачи на подачу, для чего снять верхнюю крышку корпуса механизма, подняв ее вверх, и отвинтить ВЕНТЫ крепления кольца конической шестерни 37
  • 6. Вытащить соединительный вал механизма передачи на подачу. Чтобы это сделать, нужно от валить корпус механизма г снять фланец крепления вала
  • 7. Застропить стальным канатом коробку скоростей (лучше всего "петлей-удавкой", причем канат подводить как можно ближе к станине), вытащить штифты и отвернуть винты, крепящие коробку скоростей к станине; поддерживая краном и осторожно покачивая, вытащить коробку из станины.
  • Порядок демонтажа коробок подач (верхней и нижней)

    Прежде чем снять коробку подач, нужно отсоединить от нее электропровода в удалить вертикальный вал механизма передачи на подачу. Помимо этого, при демонтаже нижней коробки подач нужно снять заднюю крышку бокового суппорта и отсоединить трубку, подводящую смазку к боковому суппорту от плунжерного насоса, установленного на коробке подач. Ползун бокового суппорта должен находиться в крайнем левом положении. Затем для подъема канатом ввернуть рым-болты в имеющиеся в верхней плоскости коробки резьбовые отверстия; вытащить штифты, отвернуть крепежные винты и снять коробку подач.

    Порядок демонтажа стола

    При демонтаже стола необходимо боковой суппорт поднять в крайнее верхнее положение, а ползун отвести в крайнее правое.

    Далее порядок демонтажа следующий:

    • 1. Снять боковые крышки с правой и левой сторон стола, кроне того, слева снять маслоотражающую крышку.
    • 2. Через левое окно отсоединить трубку, подводящую смазку к столу.
    • 3. Прежде чем демонтировать планшайбу со шпинделем, снять верхнюю крышку коробки скоростей и гильзу переключения фрикциона поставить в нейтральное положение.
    • 4. В противолежащие пазы планшайбы вставить стержни и накинуть на них канат. Краном "оторвать" планшайбу от круговых направляющих стола, а затем, слегка поворачивая, осторожно поднять ее вверх.
    • 5. Удалить три штифта между столом и станиной, отвернуть по 4 гайки с правой и левой сторон стола через боковые окна в нем и две внутри стола около круговых направляющих.
    • 6. Присоединить канат к рым-болтам, которые нужно ввернуть в резьбовые отверстия в нише стола, и отделить стол от станины.

    Порядок демонтажа бокового суппорта

    При демонтаже бокового суппорта рекомендуется для удобства снять обе коробки подач и рейку со станины. Затем от бокового суппорта нужно отсоединить стальной канат, связывающий его с грузом, который предварительно устанавливается на подставки внутри станины. Далее порядок демонтажа следующий: вытащить клин вниз, снять тормозную и прижимную планки и, захватив пеньковым канатом за ползун, вывести боковой суппорт из направляющих станины.





    Гидропривод токарно-карусельного станка 1541







    1541 Станок токарно-карусельный одностоечный универсальный. Видеоролик.





    Технические характеристики токарно-карусельного станка 1541

    Наименование параметра 1531м 1541
    Основные параметры
    Наибольший диаметр изделия, обрабатываемого вертикальным суппортами, мм 1250 1600
    Наибольший диаметр изделия, обрабатываемого боковым суппортами, мм 1120 1400
    Наибольшая высота обрабатываемого изделия, мм 1000 1000
    Диаметр планшайбы, мм 1120 1400
    Наибольшая масса устанавливаемого изделия при 6,3..160 оборотах планшайбы в минуту 3200 -
    Наибольшая масса устанавливаемого изделия при 4..63 оборотах планшайбы в минуту - 5000
    Вертикальный суппорт
    Наибольшее горизонтальное перемещение, мм 825 1000
    Наибольшее вертикальное перемещение, мм 700 700
    Цена деления лимба горизонтального и вертикального перемещения, мм 0,05 0,05
    Горизонтальное и вертикальное перемещение за один оборот лимба, мм 6 6
    Скорость быстрого горизонтального и вертикального перемещения (Скорость установочных перемещений), м/мин 2,2 2,2
    Наибольший угол поворота ползуна суппорта, град 45 45
    Цена деления лимба поворота ползуна суппорта, мин 1 1
    Цена деления шкалы поворота ползуна суппорта, град 1 1
    Диаметр отверстий револьверной головки суппорта, мм 70А 70А
    Наибольшие размеры сечения державки резца (ширина х высота), мм 25 х 40 25 х 40
    Количество позиций револьверной головки 5 5
    Наличие выключающих упоров горизонтального и вертикального перемещения, мм Есть Есть
    Горизонтальный суппорт (боковой)
    Наибольшее горизонтальное перемещение, мм 630 630
    Наибольшее вертикальное перемещение, мм 970 970
    Цена деления лимба горизонтального и вертикального перемещения, мм 0,05 0,05
    Горизонтальное и вертикальное перемещения за один оборот лимба, мм 2,5 2,5
    Скорость быстрого горизонтального и вертикального перемещения (Скорость установочных перемещений), м/мин 2,2 2,2
    Наличие выключающих упоров горизонтального и вертикального перемещения, мм Есть Есть
    Наибольшие размеры державки резца, мм 25 х 40 25 х 40
    Количество резцов одновременно устанавливаемых в резцедержатель бокового суппорта 4 4
    Поперечина
    Наибольшее перемещение, мм 620 620
    Скорость установочных перемещений, м/мин 4 4
    Выключающие упоры Имеются Имеются
    Блокировка перемещения в процессе резания Имеется Имеется
    Механика станка
    Число скоростей планшайбы 18 18
    Число оборотов планшайбы в минуту 6,3..315 4..200
    Число подач суппортов 18 18
    Вертикальные и горизонтальные подачи суппортов, мм/об 0,04..16 0,04..16
    Наибольшее допускаемое усилие резания вертикальным суппортом, кгс 2800 2800
    Наибольшее допускаемое усилие резания горизонтальным суппортом, кгс 2240 2240
    Наибольшее допускаемое усилие резания двумя суппортами, кгс 4500 4500
    Привод и электрооборудование станка
    Количество электродвигателей на станке 5 5
    Электродвигатель привода главного движения, кВт
    Электродвигатель установочных перемещений вертикального суппорта, кВт
    Электродвигатель установочных перемещений горизонтального суппорта, кВт
    Электродвигатель перемещения поперечины, кВт
    Электродвигатель насоса гидросистемы, кВт
    Габарит и масса станка
    Габарит станка (длнна х ширина х высота), мм 3050 х 3117 х 4140 3380 х 3240 х 4140
    Масса станка, кг 14150 17800

      Список литературы:

    1. Станки токарно-карусельные двухстоечные 1541, 1531М. Руководство по эксплуатации, 1971

    2. Ачеркан Н.С. Металлорежущие станки, Том 1, 1965
    3. Батов В.П. Токарные станки, 1978
    4. Белецкий Д.Г. Справочник токаря-универсала, 1987
    5. Денежный П.М., Стискин Г.М., Тхор И.Е. Токарное дело, 1972. (1к62)
    6. Денежный П.М., Стискин Г.М., Тхор И.Е. Токарное дело, 1979. (16к20)
    7. Локтева С.Е. Станки с программным управлением, 1986
    8. Модзелевский А. А., и др. Токарные станки, 1973
    9. Пикус М.Ю. Справочник слесаря по ремонту станков, 1987
    10. Схиртладзе А.Г., Новиков В.Ю. Технологическое оборудование машиностроительных производств, 1980
    11. Тепинкичиев В.К. Металлорежущие станки, 1973
    12. Чернов Н.Н. Металлорежущие станки, 1988