Главная > Каталог станков > Токарные станки > Станки токарно-винторезные > 163

163 Станок токарно-винторезный универсальный
Схемы, описание, характеристики

163 универсальный токарно-винторезный станок







Сведения о производителе токарно-винторезного станка 163

Производитель токарного станка модели 163 - Рязанский станкостроительный завод РСЗ, основанный в 1949 году.

Другой производитель токарно-винторезного станка 163 - Тбилисский станкостроительный завод им. Кирова.





Станки, выпускаемые Рязанским станкостроительным заводом РСЗ


163 Станок токарно-винторезный универсальный. Назначение и область применения

Токарно-винторезный станок модели 163 один из самых распространённых на территории бывшего СССР (производился 12 лет с 1956 по 1968 г).

Токарный станок 163 предназначен для обработки деталей средних и больших размеров, в условиях единичного и мелкосерийного производства. На станке можно производить наружное и внутреннее точение, включая точение конусов, растачивание, сверление и нарезание резьб: метрической с шагом от 1 до 192 мм, модульной, модульной с шагом от 0,5π до 48π мм, дюймовой с числом ниток на 1" от 24 до 1/4, и питчевой от 96 до 7/8 диаметральных питчей.

Максимальные размеры заготовки, обрабатываемой на станке - Ø630 х 1400 (2800) мм.

Принцип работы и особенности конструкции станка 163

Шпиндель станка 163 смонтирован на двух подшипниках:

  1. Передний подшипник шпинделя радиальный специальный 2-рядный с короткими цилиндрическими роликами и конусным внутренним кольцом, с регулируемым радиальным зазором.
  2. Задний подшипник шпинделя — радиально-упорный, работающий в паре с упорным шарикоподшипником, воспринимающим на себя осевые усилия подачи при прямом точении.

Шпиндель имеет сквозное отверстие Ø70 мм, он получает от коробки скоростей 22 ступени вращения в диапазоне от 10 до 1250 об/мин (знаменатель прогрессии 1,26) и 11 скоростей обратного вращения в диапазоне от 18 до 1800 об/мин.

Изменение чисел оборотов шпиндели производится за счет перемещения блоков шестерен по шлицевым валам при помощи двух рукояток, выведенных на переднюю стенку коробки скоростей. Реверс шпинделя осуществляется фрикционной муфтой. Торможение — электромагнитной муфтой.

Передний конец шпинделя резьбовой. Внутренний (инструментальный) конус шпинделя - Морзе 6.

Выверка шпинделя в горизонтальной плоскости осуществляется за счет поворота передней бабки вокруг штыря, запрессованного в станину под передней частью коробки скоростей, при помощи установочных винтов, находящихся снизу задней части коробки скоростей.

Все шестерни кинематической цепи коробки скоростей смонтированы на пяти шлицевых валах и шпинделе изготовлены из хромистой стали, закалены, шевингованы или шлифованы. Валы установлены на подшипниках качения.

Суппорт станка 163 крестовой конструкции имеет механическое перемещение верхней части, позволяющее производить точение длинных конусов. Точение коротких конусов также осуществляется движением верхней части суппорта.

Каретка суппорта перемещается по направляющим станины (продольное перемещение), по направляющим каретки перемещаются поперечные салазки суппорта (поперечное перемещение); как то, так и другое может быть ручным, механическим, рабочим и ускоренным. Поворотная часть суппорта, расположенная на поперечных салазках, имеет направляющие для перемещения верхней части суппорта (резцовые салазки) с резцовой головкой. Bepxняя часть суппорта (резцовые салазки) также может перемещаться вручную и механически. Гайка поперечного винта имеет прорезь для регулировки устранения люфта. Осевые усилия поперечного винта и винта верхних салазок воспринимаются упорными шарикоподшипниками. Направляющие продольного перемещения суппорта имеют текстолитовые накладки.

В станке 163 механизированы основные операции: продольное и поперечное перемещение суппорта, перемещение резцовых салазок. Имеются ускоренные перемещения суппорта в продольном и поперечном направлениях, и резцовых салазок которое осуществляется от индивидуального электродвигателя. Торможение шпинделя также производится автоматически в момент выключения фрикционной муфты.

Изменение величин подач и настройка на шаг нарезаемой резьбы осуществляются переключением зубчатых колес коробки подач и настройкой гитары сменных шестерен.

Механическое перемещение верхней части суппорта позволяет производить точение длинных конусов. Точение коротких конусов также осуществляется движением верхней части суппорта.

Изменение величин подач и настройка на шаг нарезаемой резьбы осуществляются переключением зубчатых колес коробки подач и настройкой гитары сменных шестерен.

Суппорт имеет быстрое перемещение в продольном и поперечном направлениях, которое осуществляется от индивидуального электродвигателя.

Фартук закрытого типа со съемной передней стенкой (крышка). Движение суппортной группе передается фартуком от ходового винта или ходового вала. Благодаря наличию в фартуке 4-х электромагнитных муфт, управление фартуком сосредоточено в одной рукоятке, причем, направления включения рукоятки совпадают с направлением движения подачи. Дополнительным нажатием кнопки, встроенной в эту же рукоятку, включают ускоренный ход суппорта. Благодаря: наличию в фартуке обгонной муфты, включение ускоренного хода возможно при включенной подаче. Во избежание одновременного включения маточкой гайки и подачи рукоятки включения их сблокированы.

Коробка подач закрытого типа. Корригированные шестерни, установленные в коробке подач, дают возможность нарезания двух типов резь метрической и дюймовой без перестановки сменных шестерен. При перестановке сменных шестерен имеется возможность нарезания еще двух: типов резьб модульной и питчевой. Предусмотрено также прямое включение на винт (минуя механизмы коробки подач) для нарезания точных и специальных резьб. Для получения увеличенной подачи или правой резьбы предусмотрен блок шестерен, находящийся в коробке скоростей. Корпус коробки подач имеет 2 продольные расточки, в которых на подшипниках качения смонтированы валы. Шестерни изготовлены из хромистой стали и закалены. Выбор величин подач осуществляется двумя рукоятками путем перемещения блоков шестерен. Выбор типа резьбы или включение на подачу также осуществляется рукоятками. Для включения винта напрямую рукоятку 5 надо поставить в положение "метрическая резьба", рукоятку 1 — в положение «винт напрямую» рукоятку 8 — «ходовой винт» (см. схему управления рис. 6; 7).




Основные технические характеристики токарно-винторезного станка 163

Изготовитель - Рязанский станкостроительный завод РСЗ.

Основные параметры станка - в соответствии с ГОСТ 18097-93. Станки токарно-винторезные и токарные. Основные размеры. Нормы точности.

  • Наибольший диаметр заготовки типа Диск, обрабатываемой над станиной - Ø 630, мм
  • Наибольший диаметр заготовки типа Вал, обрабатываемой над верхней частью суппорта - Ø 350 мм
  • Расстояние между центрами - 1400, 2800 мм
  • Наибольшая длина обтачивания - 1260, 2520 мм
  • Мощность электродвигателя - 14 кВт
  • Вес станка полный - 3,8 т

Шпиндель токарно-винторезного станка 163

  • Конец шпинделя резбовой - М120 х 6
  • Диаметр отверстия в шпинделе - Ø 70 мм
  • Наибольший диаметр обрабатываемого прутка - Ø 65 мм
  • Пределы чисел оборотов шпинделя в минуту - (24 ступени) 10..1250 об/мин
  • Диаметр стандартного патрона - Ø 320 мм

Подачи и резьбы токарно-винторезного станка 163

  • Продольные подачи: - (40 шагов) 0,10..3,20 мм/об
  • Поперечные подачи: - (40 шагов) 0,04..1,18 мм/об
  • Подачи резцовых салазок: - (40 шагов) 0,033..1 мм/об

  • Шаги метрических резьб - (77 шагов) 1..192 мм
  • Шаги дюймовых резьб - 24..1/4 ниток на дюйм
  • Шаги модульных резьб - 0,5π..48π мм
  • Шаги питчевых резьб - 96..7/8 мм

История токарно-винторезного станка 163

В 1930 году на Московском станкостроительном заводе "Красный пролетарий" было принято решение о разработке нового станка токарного, стандартного, сокращенно ТС. Несколько позже его переименовали в ДИП-200 – Догоним И Перегоним, по главному лозунгу первой пятилетки, где 200 - высота центров над станиной. В качестве прототипа был избран токарно-винторезный станок немецкой фирмы VDF. В апреле 1932 года началась подготовка выпуска первой партии станков ДИП-200.

25 апреля 1932 года был собран и опробован первый советский универсальный токарно-винторезный станок с коробкой скоростей - ДИП-200. К концу 1932 года было выпущено 25 ДИПов.

В 1934 году на Московском станкостроительном заводе "Красный пролетарий" осваивается выпуск тяжелых универсальных токарно-винторезных станков станков ДИП-300, ДИП-400, ДИП-500.

В 1944 году производство этих станков было передано на Рязанский станкостроительный завод РСЗ.

В 1956 году запущена в производство первая модель 163-й серии - 163 – РМЦ 1400, 2800.

В 1968 году запущено в производство следующее поколение серии - модель 1м63, 1м63Б.

С 1973 года начало серийного выпуска токарных станков: 16К30, 16К30Ф3, 1М63Бф101, 16М30Ф3, 1П756ДФ3.

Станки 163 серии производились, также, в Тбилиси - 1Д63А, 1М63Д, 1М63ДФ101.

В 1992 году начало серийного выпуска последней модели 163 серии 1М63Н.


Габариты рабочего пространства токарно-винторезного станка 163

Станок токарно-винторезный 163. Суппорт

Габариты рабочего пространства токарного станка 163


Посадочные и присоединительные базы токарного станка 163

Станина токарно-винторезного станка 163

Станина токарно-винторезного станка 163

Станина токарно-винторезного станка 163. Смотреть в увеличенном масштабе



Общий вид универсального токарно-винторезного станка модели 163

Фото токарно-винторезного станка 163

Фото токарно-винторезного станка 163

Фото токарно-винторезного станка 163. Смотреть в увеличенном масштабе



Фото токарно-винторезного станка 163

Фото токарно-винторезного станка 163

Фото токарно-винторезного станка 163. Смотреть в увеличенном масштабе



Общий вид универсального токарно-винторезного станка модели 163

Фото токарного станка 163


Расположение основных узлов и органов управления токарным станком 163

Расположение органов управления токарным станком 163

Расположение органов управления токарным станком 163

Расположение органов управления токарным станком 163. Смотреть в увеличенном масштабе



Спецификация основных узлов станка модели 163

  1. Станина - 16301Б001
  2. Коробка скоростей (передняя бабка) - 16302001Г
  3. Задняя бабка - 16303001А
  4. Суппорт - 16304001А
  5. Фартук - 16306001Г
  6. Коробка подач - 16307001А
  7. Сменяемые шестерни - 16308001А
  8. Люнет неподвижный - 16310001
  9. Люнет подвижный - 16311002А
  10. Охлаждение - 16334001А
  11. Электрооборудование - 16380001

Перечень органов управления станком 163

  1. Штурвал управления коробкой скоростей (настройка чисел оборотов шпинделя)
  2. Рукоятка для настройки резьбы на нормальный или увеличенный шаг и для деления при нарезании многих резьб
  3. Рукоятка управления реверсивным механизмом для нарезания правых и левых резьб
  4. Рукоятка управления переборами (настройка чисел оборотов шпинделя)
  5. Рукоятка поворота, фиксации и закрепления резцедержателя
  6. Рукоятка для включения механического перемещения верхних салазок суппорта
  7. Рукоятка ручного перемещения верхних салазок суппорта
  8. Рукоятки управления шпинделями люнета
  9. Рукоятка закрепления и освобождения пиноли задней бабки
  10. Маховичок ручного перемещения пиноли задней бабки
  11. Включатель напряжения
  12. Переключатель для точения конусов или цилиндров
  13. Рукоятки включения, выключения и реверсирования вращения шпинделя
  14. Рукоятка включения, выключения и реверсирования продольных и поперечных перемещений суппорта
  15. Кнопка включения быстрых перемещений суппорта
  16. Рукоятка включения и выключения маточной гайки
  17. Кнопочные станции пуска и остановки главного электродвигателя
  18. Рукоятка ручного поперечного перемещения суппорта
  19. Кнопка для включения механической подачи продольных или поперечных салазок суппорта
  20. Маховичок для ручного продольного перемещения суппорта
  21. Кнопка включения и выключения реечной шестерни
  22. Рукоятки включения, выключения и реверсирования вращения шпинделя
  23. Кнопочные станции пуска и остановки главного электродвигателя
  24. Рукоятка включения ходового винта или ходового вала
  25. Рукоятка для настройки требуемого шага резьбы или величины подачи
  26. Рукоятка для настройки требуемого шага резьбы или величины подачи
  27. Рукоятка выбора типа резьбы или подачи

Расположение органов управления токарным станком 163

Расположение органов управления токарным станком 163

Расположение органов управления токарным станком 163

Расположение органов управления токарным станком 163. Смотреть в увеличенном масштабе


Список органов управления токарным станком 163

  1. Рукоятка для установки метрических или дюймовых резьб и подач
  2. Рукоятки для настройки чисел оборотов шпинделя
  3. Рукоятка для установки нормального или увеличенного шага резьбы
  4. Рукоятки для установки правой или левой резьбы
  5. Рукоятки для настройки чисел оборотов шпинделя
  6. Вытяжная кнопка для включения или выключения шестерни реечной передачи продольного перемещения суппорта
  7. Рукоятка для поворота, фиксации и закрепления резцовой головки
  8. Рукоятка для включения или выключения автоматического перемещения верхних салазок суппорта
  9. Кнопка на рукоятке 10 для включения быстрого перемещения суппорта
  10. Рукоятка для управления быстрыми и рабочими перемещениями суппорта во всех направлениях
  11. Рукоятка для закрепления пиноли задней бабки
  12. Маховичок для перемещения пиноли задней бабки
  13. Рукоятка для ручного перемещения верхних (резцовых) салазок суппорта
  14. Рукоятки для включения, останова и реверсирования шпинделя
  15. Рукоятки для включения гайки ходового винта
  16. Кнопочные станции пуска и останова главного привода
  17. Переключатель электромагнитных муфт фартука для обычной работы или конусного точения
  18. Рукоятки для ручного поперечного перемещения суппорта
  19. Вытяжная кнопка для включении или выключения механического поперечного перемещения верхних салазок суппорта
  20. Маховичок для ручного продольного перемещения суппорта
  21. Кнопочные станции пуска и останова главного привода
  22. Рукоятки для включения, останова и реверсирования шпинделя
  23. Рукоятка для включения ходового винта или ходового валика
  24. Рукоятка для установки величины подачи шага резьбы
  25. Рукоятка для установки величины подачи шага резьбы




Кинематическая схема токарно-винторезного станка 163

Кинематическая схема токарно-винторезного станка 163

Кинематическая схема токарно-винторезного станка 163



Схема расположения подшипников токарно-винторезного станка модели 163

Схема расположения подшипников токарного станка модели 163



Опоры шпинделя токарно-винторезного станка 163

Шпиндель токарного станка 163 смонтирован на 3-х подшипниках:

  • 20. Передний подшипник 4-3182128 - двухрядный роликовый радиальный подшипник, с коническим посадочным отверстием (1:12), класс точности 5(АВ)
  • 19. Подшипник А8122 - упорный шарикоподшипник, класс точности 0(Н)
  • 18. Задний подшипник 926722 - шариковый радиально-упорный, класс точности 0(Н)

Движения в станке

  1. Движение резания - вращение шпинделя с обрабатываемой деталью
  2. Движения подач - прямолинейное поступательное перемещение суппорта в продольном и поперечном направлениях, а верхней части суппорта — под углом к оси вращения шпинделя. Прямолинейное поступательное перемещение задней бабки совместно с суппортом вдоль оси вращения шпинделя
  3. Движение образования винтовой поверхности - прямолинейное поступательное перемещение суппорта в продольном направлении, кинематически связанное с вращением шпинделя
  4. Вспомогательные движения - быстрые механические и ручные установочные перемещения суппорта в продольном и поперечном направлениях и под углом к оси вращения шпинделя, ручное прямолинейное перемещение пиноли задней бабки, ручной периодический поворот четырехпозиционного резцедержателя.

Описание кинематической схемы токарно-винторезного станка 163

От главного электродвигателя, помещенного в левой ножке станка, вращение передается через клиноременную передачу на шкив фрикционного вала коробки скоростей.

Получение 24 чисел оборотов шпинделя осуществляется через следующие кинематические цепи:

  • 1. 1—4 7—12 14—18 21—22 24—28 .... 10 об/мин
  • 2. 2—5 7—12 14—18 21—22 24—28 .... 12,5 „
  • 3. 1—4 8—13 14—18 21—22 24—28 .... 16 „
  • 4. 2—5 8—13 14—18 21—22 24—28 .... 20 „
  • 5. 1—4 6—11 14—18 21—22 24—28 .... 25 „
  • 6. 2—5 6—11 14—18 21—22 24—28 .... 31,5 „
  • 7. 1—4 7—12 17—20 21—22 24—28 .... 25 „
  • 8. 2—5 7—12 17—20 21—22 24—28 .... 31,5 „
  • 9. 1—4 8—13 17—20 21—22 24—28 .... 40 „
  • 10. 2—5 8—13 17—20 21—22 24—28 .... 50 „
  • 11. 1—4 6—11 17—20 21—22 24—28 .... 63 „
  • 12. 2—5 6—11 17—20 21—22 24—28 .... 80 „
  • 13. 1—4 7—12 17—20 21—22 23—27 .... 100 „
  • 14. 2—5 7—12 17—20 21—22 23—27 .... 125 „
  • 15. 1—4 8—13 17—20 21—22 23—27 .... 160 „
  • 16. 2—5 8—13 17—20 21—22 23—27 .... 200 „
  • 17. 1—4 6—11 17—20 21—22 23—27 .... 250 „
  • 18. 2—5 6—11 17—20 21—22 23—27 .... 315 „
  • 19. 1—4 7—12 16—26 ........ 400 об/мин
  • 20. 2—5 7—12 16—26 ........ 500 „
  • 21. 1—4 8—13 16—26 ........ 630 „
  • 22. 2—5 8—13 16—26 ........ 800 „
  • 23. 1—4 6—11 16—26 ........ 1000 „
  • 24. 2—5 6—11 16—26 ........ 1250 „

Из получаемых 24 чисел оборотов два перекрываются. Вращение на первый вал сменных шестерен передается через следующие кинематические цепи:

  • 1. Для настройки на нормальный шаг — непосредственно от шпинделя через шестерни 25—33, 30—34 или 25—33, 29—36—34 при работе на всех ступенях чисел оборотов шпинделя.
  • 2. Для настройки на увеличенный шаг и увеличенные подачи:
  • а) Непосредственно от третьего вала коробки скоростей через муфту 15 и шестерни 14—9—32, 30—34 или 14—9—32, 29—36—34, что дает увеличение шага в 16 раз при работе на 1—6 ступенях чисел оборотов шпинделя (10..31,5 об/мин).
  • б) Непосредственно от четвертого вала коробки скоростей через шестерни 18—14—9—32, 30—34 или 18—14—9—32, 29—36—34, что дает увеличение шага в 16 раз при работе на 7—12 ступенях чисел оборотов шпинделя (25..80 об/мин) или в 4 раза при работе на 13—18 ступенях (100..315 об/мин).

Метрические резьбы

Через сменные шестерни 37—39—40—42 на первый вал коробки подач. Далее через механизм коробки подач: муфту 46—47, шестерни (48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55) — (66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73), муфту 74—75, шестерни (76, 77) — (58, 59), 60—78, 79—62, муфту 63—64 на винт 117.

Дюймовые резьбы

Через сменные шестерни 37—39—40—42 на первый вал коробки подач. Далее через механизм коробки подач: шестерни 45—65, (66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73) — (48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55), 56—75, (76, 77) — (58, 59), 60—78, 79—62, муфту 63—64 на винт 117.

Модульные резьбы

Через сменные шестерни 37—39, 38—40—41 на первый вал коробки подач. Далее через механизм коробки подач: муфту 46, 47, шестерни (48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55) — (66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73), муфту 74—75, шестерни (76, 77) — (58, 59), 60—78, 79—62, муфту 63—64 на винт 117.

Питчевые резьбы

Через сменные шестерни 37—39, 38—40—41 на первый вал коробки подач. Далее через механизм коробки подач: шестерни 45—65, (66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73) — (48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55), 56—75, (76—77) — (58, 59), 60—78, 79—62, муфту 63—64 на винт 117.

Продольные подачи

Через сменные шестерни 37—39—40—42 на первый вал коробки подач. Далее через шестерни метрической резьбы, шестерни 63—80 на ходовой вал и шестерни фартука 81—82, червячную пару 83—86, шестерни 87—91, муфту сцепления, шестерни 89—92, муфту 93—94, шестерню 95 на рейку 96. При обратной подаче — от червячной пары через шестерни 88—100—90, муфту сцепления, шестерни 89—92, муфту 93—94, шестерню 95 на рейку 96.

Поперечные подачи

От ходового валика через шестерни 81—82, червячную пару 83—86, шестерни 87—99, муфту сцепления, шестерни 97—102—104, 104—103 на винт 115. При обратной подаче — от червячной пары через шестерни 88—100—98, муфту сцеплений, шестерни 97--102—104, 104—103 на винт 115.

Подача резцовых салазок суппорта

От фартука через шестерни 97—102—104, 105—106, 107—108—109—110, 111—112 и кулачковую муфту на винт 113.

Быстрые перемещения суппорта

От электродвигателя через шестерни 85—84, червячную пару 83—86 и далее через механизмы соответствующих подач.


Конструкция основных узлов токарно-винторезного станка 163

Станина

Станина укреплена П-образными поперечными ребрами и в верхней части имеет три призматических и одну плоскую направляющие, из которых две призмы одинакового размера служат для направления каретки, а третья меньшего размера вместе с плоско» направляющей — для установки и направления задней бабки и неподвижного люнета.

В левой тумбе станка помещен электродвигатель главного привода.

В правой тумбе станка помещается электронасос и резервуар для охлаждающей Жидкости.

Коробка скоростей

Коробка скоростей токарно-винторезного станка 163

Коробка скоростей токарно-винторезного станка 163



Передняя бабка токарно-винторезного станка 163

Передняя бабка токарно-винторезного станка 163



Передняя бабка токарно-винторезного станка 163

Передняя бабка токарно-винторезного станка 163



Коробка скоростей крепится к левой головной части станины. Приводной шкив коробки скоростей получает движение от электродвигателя через клиноременную передачу. Вращение шкива приводит в движение целый ряд шестерен коробки скоростей, последовательным переключением которых возможно получить 24 скорости вращения шпинделя, из которых две перекрываются. Самые высокие шесть скоростей шпиндель получает непосредственно от III вала, что способствует резкому повышению КПД станка при работе на высоких скоростях, а также значительному уменьшению шума.

Установка определенного числа оборотов шпинделя осуществляется при передвижении шестерен по валикам с помощью двух рукояток, находящихся на лицевой части коробки скоростей. Все шестерни выполнены из высококачественной стали с соответствующей термообработкой и сидят на шестишлицевых валиках, вращающихся в шариковых и роликовых подшипниках. Передней опорой стального пусто-телого шпинделя является радиальный двухрядный регулируемый роликоподшипник с короткими цилиндрическими роликами с конусным отверстием, а задней — радиально-упорный шариковый подшипник.

Осевая нагрузка на шпиндель воспринимается шариковым упорным подшипником, находящимся у задней опоры шпинделя.

Для пуска, остановки и включения быстрого обратного хода имеется фрикционная пластинчатая муфта, которая включается при помощи рукояток, находящихся на станине у передней бабки и на фартуке.

Торможение шпинделя производится автоматически в момент выключении фрикционной муфты с помощью электромагнитной муфты, установленной на III валу с левого торца коробки.

В коробке скоростей имеются механизмы, дающие возможность реверсировать движение суппорта, увеличить шаги нарезаемых резьб в 4 или 16 раз.

Задняя бабка

Задняя бабка после установки ее в нужном положении на направляющих станины закрепляется на ней с помощью двух планок и четырех болтов. Перемещение задней бабки вдоль станины облегчено вмонтированными в мостик четырьмя опорными подпружиненными роликами. Для определения величины перемещения пиноли при сверлильных операциях около моховика на винте установлен лимб.

Задняя бабки снабжена специальной сцепкой, связывающей бабку с суппортом и позволяющей производить сверление самоходом.

Суппорт

Суппорт крестовой конструкции снабжен быстроустанавливающейся резцедержавкой. Каретка, поперечные салазки и верхние резцовые салазки имеют ручное, а также механическое перемещение в обоих направлениях. Наличие механического перемещения верхних резцовых салазок создает возможность точения длинных пологих конусов без поперечного смещения задней бабки. На нижних направляющих каретки наклеены текстолитовые пластины, уменьшающие износ направляющих станины.

Фартук

Фартук токарно-винторезного станка 163

Фартук токарно-винторезного станка 163



Фартук токарно-винторезного станка 163

Фартук токарно-винторезного станка 163



Фартук закрытого типа со съемной передней стенкой получает движение от коробки подач через ходовой винт при нарезании резьб или через ходовой вал при выполнении остальных работ. Благодаря наличию в фартуку электромагнитных муфт управление фартуком сосредоточено в одной крестовой рукоятке, расположенной с правой стороны фартука. Направление поворота этой рукоятки совпадает с направлением необходимого движения подач или же быстрого перемещения каретки и поперечных салазок. При этом для обеспечения быстрого перемещения надо нажать на кнопку, находящуюся на самой рукоятке.

Наличие в фартуке обгонной муфты дает возможность включения быстрого перемещения суппорта без выключения рабочей подачи.

Электродвигатель быстрого перемещения суппорта расположен на правой стороне фартука.

Работа фартука по ходовому винту и ходовому валу сблокирована.

С целью исключения влияния механизма фартука при нарезании резьб валик реечной шестерни продольной подачи отключается от этого механизма путем вталкивания находящейся внутри валика вытяжной кнопки, которая расцепляет при этом муфту внутреннего зацепления.

Коробка подач

Коробка подач токарно-винторезного станка 163

Коробка подач токарно-винторезного станка 163



Коробка подач закрытого типа — двухосная, обратимая.

Путем переключения соответствующих рукояток и при необходимости установки сменных шестерен, согласно приведенных выше схем, можно получить настройку механизма подач для нарезания нормального ряда метрических, модульных, дюймовых и питчевых резьб, а также для получения необходимых подач при токарной обработке.

Для нарезания точных и специальных резьб можно использовать прямое включение ходового винта (при этом потребуется специальный набор шестерен).


Краткое описание системы смазки станка

Перед пуском станка необходимо:

  1. Резервуары P1, P2 и Р3 залить маслом „индустриальное 20" через отверстия для заливки масла Л1, Л2, и Л3. До верхней риски маслоуказателей У1, У2 и У3;
  2. Заполнить маслом места ежедневной смазки;
  3. Смазать маслом „индустриальное 20" направляющие станины, поверхности ходового винта и валика.

Для смазки станка необходимо применять только фильтрованное масло.

В процессе работы станка нужно следить:

  1. За работой плунжерных насосов через контрольные глазки и в случае прекращения или уменьшения подачи масла немедленно исправить смазочную систему;
  2. За смазкой направляющих станины, которая осуществляется от плунжерного насоса фартука через каретку при помощи распределителя Рк;
  3. За работой фильтра коробки скоростей Фп. В случае уменьшения подачи масла в глазке П1, следует очистить фильтр путем проворота стержня специальным ключом через отверстие в крышке коробки скоростей для заливки масла. Не реже, чем два раза в год требуется полная промывка (керосином) масляного фильтра.

Смазка коробки скоростей осуществляется разбрызгиванием и принудительно от плунжерного насоса НП1 через фильтр Фп.

Смазка механизмов фартука и частично суппорта осуществляется от плунжерного насоса НП3. Через контрольный маслораспределитель П3 масло поступает к механизмам суппорта, к направляющим станины и маслораспределительную ванну М3. откуда по трубкам направляется к механизмам фартука. Кроме того, смазка отдельных мест суппорта про-изводится вручную.

Механизмы коробки подач смазываются от плунжерного насоса НП2 через трубу, расположенную в верхней части коробки подач.

Смазка сменных шестерен фитильная.

Для стока масла под шестернями предусмотрено корыто.

Смазка промежуточных осей сменных шестерен производится вручную. Остальные трущиеся места станка смазываются вручную.

Для обеспечения правильной работы электромагнитных муфт фартука нужно следить за тем, чтобы в резервуар фартука заливалось масло „индустриальное 20" или соответствующее ему по вязкости. В зимнее время, в случае заметного повышения вязкости против нормальной, рекомендуется использовать масло с более низкой вязкостью, например, „индустриальное 12". Применение масел с повышенной вязкостью вызывает замедленное расцепление дисков муфт и вследствие этого, перебеги суппорта после отключения или реверсирования его движения.




Регулирование токарно-винторезного станка 163

По истечении некоторого времени может потребоваться регулирование механизмов с целью обеспечения нормальных зазоров и компенсации износа. Ниже даются указания по регулированию отдельных механизмов.

Регулирование подшипников шпинделя

Регулирование подшипников шпинделя токарно-винторезного станка 163

Регулирование подшипников шпинделя токарного станка 163

Передний радиальный подшипник 1 с цилиндрическими роликами своим отверстием насажен на конусную шейку шпинделя. Регулирование радиального зазора этого подшипника может производиться путем затяжки внутреннего его кольца (конус 1 : 12) с помощью гаек 2.

Регулирование заднего радиально-упорного шарикового подшипника 3 вместе с упорным шариковым подшипником 4 производится с наружной стороны гайки 5. При регулировании нельзя допускать перетяжку подшипников.

Регулирование фрикционной пластинчатой муфты коробки скоростей

При пробуксовке фрикционной муфты на рабочем ходу она должна быть немедленно отрегулирована, в противном случае от увеличенного трения диски перегреются и фрикцион выйдет из строя.

Регулировка фрикционных муфт, как прямого, так и обратного хода, производится нажимными гайками 1.

Нажимная гайка может быть повернута лишь после того, как защелка 3 войдет в кольцо 2. Правильность регулировки определяется усилием включения муфты с помощью рукоятки управления 10-10а. Доступ к муфте обеспечивается через окно в задней стенке корпуса коробки скоростей.

При транспортировке или же в процессе работы может нарушиться параллельность оси шпинделя относительно направляющих станины. В этом случае ослабляются все винты, соединяющие коробку скоростей со станиной, и ось шпинделя выставляется с помощью винтов 1, ввинченных в колодку 2, расположенную под коробкой скоростей с левого конца и жестко связанную с последней.


Механизм переключения скоростей токарно-винторезного станка 163

Механизм переключения скоростей токарно-винторезного станка 163

Механизм переключения скоростей токарного станка 163



Механизм переключения скоростей. Включение любой из 24 скоростей вращения шпинделя производится на станке модели 163 двумя рукоятками.

Рукоятка 1 (рис. 23,б) управляет подвижными блоками шестерен Б1 и Б2 (рис. 22, а) коробки скоростей, а рукоятка 27 (рис. 23,б)—тройным блоком Б3 и двойным блоком Б4 (рис. 22, а) переборного устройства.

Вращением рукоятки 1 (рис. 23, б) через вал 26 и шестерни 25—8 приводятся в движение кривошипный палец 9 и диск 7 с торцовым криволинейным пазом а, в который входит ролик 6 двуплечевого рычага 5. Второй конец рычага 5 посредством ползунка 32 связан с вилкой 31 перемещающейся по круглой направляющей 30. Вилка 31 управляет тройным подвижным блоком Б2 (рис. 22, а).

Кривошипный палец 9 (рис. 23, б) при помощи ползушки 10 перемещает по круглой направляющей 12 вилку 11, которая управляет двойным подвижном блоком шестерен Б1 (рис. 22, а).

Каждому из шести фиксируемых положений рукоятки 1 соответствует определенное расположение двойного и тройного блоков шестерен, что обеспечивает шесть комбинаций зацепления шестерен и соответственно шесть различных скоростей вращения шпинделя.

Кожух 2 имеет шесть окон е, через которые видны цифры, нанесенные на диске 3. Цифры соответствуют ряду чисел оборотов шпинделя. Указатель д на лимбе рукоятки 1 показывает, какое число оборотов будет иметь шпиндель при данном расположении рукояток 1 и 27.

При повороте рукоятки 27 через вал 21, зубчатую передачу 20—19—18 и вал 17 приводится во вращение диск 16. Последний имеет криволинейные торцовые пазы в и г и V-образные выемки — б. На круглой направляющей 22 установлены вилки 24 и 23. Криволинейный паз в посредством вилки 24 определяет положение тройного подвижного блока шестерен Б3 (рис. 22,а), а паз г при помощи вилки 23 (рис. 23,б) перемещает двойной подвижный блок шестерен Б4 (рис. 22, а).

Выемки 6 (рис. 23, 6) служат для фиксации положения блоков шестерен. Для этой цели предусмотрен фиксатор, состоящий из шарика 15, пружины 14 и резьбовой пробки 13.

Диск 3 посредством рычажной втулки 4, тяги 29 и рычага 28 связан с валом 21. Поэтому каждому фиксированному положению рукоятки 27 соответствует определенное положение диска 3 с цифрами чисел оборотов шпинделя.


Электрооборудование. Электрическая схема станка 163

Схема электрическая токарно-винторезного станка 163

Электрическая схема токарного станка 163





Управление главным приводом станка 163

Пуск главного электродвигателя осуществляется нажатием одной из кнопок "Пуск" - 1KУ, 2KУ (расположенных на фартуке я около коробки подач), которая замыкает цепь питания катушек магнитного пускателя КШ и реле времени IPB (4-13). Катушки под влиянием проходящего по ним тока притягивают сердечника якорей и замыкают механически связанные с ними главные контакты и блок-контакты. При этом главные контакт КШ подключает электродвигатель 1Д к сети, а катушки пускателя и реле времен питаются через замкнувшийся блок-контакт КШ (1-5), что исключает дальнейшее нажатие кнопки "Пуск".

Одновременно с катушками пускателя КШ и реле времени IPB через замыкающий блок-контакт IPB (17-23) получит питание реле времени РВ. Если фрикцион не будет переведен в рабочее положение в течений времени, на которое настроено реле РВ, то последнее своими размыкающими контактами РВ (2-4) обесточит катушку магнитного пускателя КШ и реле времени 1РВ с последующим остановок электродвигателя 1Д. При выключении катушки РВ замыкающим контактом (45-V7) подключаются тормозная электромагнитная муфта 5ЭМ и сигнальная лампа 2ЛС. Останов главного двигателя 1Д осуществляется нажатием одной из кнопок "Стоп" - 3КУ, 4КУ, расположенных на каретке и около коробки подач.

Управление электронасосами 2Д осуществляется посредством выключателя-тумблера ВТ-2, расположенного на боковой стенке электрошкафа.






163 Станок токарно-винторезный универсальный. Видеоролик.



Основные технические характеристики токарного станка 163

Наименование параметра 163 1М63 1М63Б 1М63М 1М63Н
Класс точности по ГОСТ 8-82 Н Н Н Н Н/П
Наибольший диаметр заготовки обрабатываемой над станиной, мм 630 630 630 630 630
Наибольший диаметр заготовки обрабатываемой над суппортом, мм 350 350 350 350 350
Наибольшая длина устанавливаемой детали РМЦ, мм 1400 1400 1400 1500 1500
Наибольшая масса обрабатываемого изделия, кг 2000 3500
Диаметр отверстия в шпинделе, мм 70 70 70 80 105
Мощность привода главного движения, кВт 13 13 15 18,5 15
Частота вращения шпинделя, об/мин 10-1250 10-1250 10-1250 12-1600 10-1250
Количество прямых/ обратных скоростей шпинделя 22/11 22/11 22/11 22/11 22/11
Количество подач продольных/ поперечных/ резцовых салазок 32/32/32 32/32/32 32/32/32 32/32/32 32/32/32
Пределы шагов метрических резьб, мм 1-192 1-192 1-224 1-224 1-224
Пределы шагов дюймовых резьб, ниток/дюйм 24-0,25 24-0,25 28-0,25 28-0,25 28-0,25
Пределы шагов модульных резьб, модуль 0,5-48 0,5-48 0,25-56 0,25-56 0,25-56
Пределы шагов питчевых резьб, питч диаметральный 96-7/8 96-7/8 112-0,5 112-0,5 112-0,5
Скорость быстрых перемещений продольных/ поперечных, м/мин 3,6/1,3 3,6/1,3 4,5/1,6 4,5/1,6 5,2/2
Масса станка, кг 3800 4300 4400 5040

    Список литературы:

  1. Токарно-винторезный станок 163. Руководство, Тбилиси, 1965
  2. Токарно-винторезный станок 163. Руководство. Электрооборудование, 1965
  3. Ремонт токарно-винторезного станка модели 163 Рязанского станкостроительного завода. Часть 1, Часть 2, Часть 3, Тула, 1976
  4. Ремонт токарно-винторезного станка модели 163 Тбилисского станкостроительного завода. Часть 1, Часть 2, Часть 3, Тула, 1970

  5. Ачеркан Н.С. Металлорежущие станки, Том 1, 1965
  6. Батов В.П. Токарные станки, 1978
  7. Белецкий Д.Г. Справочник токаря-универсала, 1987
  8. Денежный П.М., Стискин Г.М., Тхор И.Е. Токарное дело, 1972. (1к62)
  9. Денежный П.М., Стискин Г.М., Тхор И.Е. Токарное дело, 1979. (16к20)
  10. Модзелевский А. А., Мущинкин А.А., Кедров С. С., Соболь А. М., Завгородний Ю. П., Токарные станки, 1973
  11. Пикус М.Ю. Справочник слесаря по ремонту станков, 1987
  12. Схиртладзе А.Г., Новиков В.Ю. Технологическое оборудование машиностроительных производств, 1980
  13. Тепинкичиев В.К. Металлорежущие станки, 1973
  14. Чернов Н.Н. Металлорежущие станки, 1988




Связанные ссылки. Дополнительная информация