Главная > Каталог станков > Зубообрабатывающие станки > Cтанки зубофрезерные для цилиндрических колес > 5а308п

5А308П Станок зубофрезерный вертикальный для цилиндрических колес
схемы, описание, характеристики

5А308П Станок зубофрезерный вертикальный для цилиндрических колес







Сведения о производителе вертикального зубофрезерного станка 5А308П

Производитель вертикального зубофрезерного станка 5А308П Вильнюсский станкостроительный завод им. 40-летия Октября.

Завод специализировался на выпуске зубообрабатывающего оборудования для обработки зубьев цилиндрических зубчатых колес и шлицев в условиях как единичного, так и массового производства. Завод выпускал, также, серию малогабаритных прецизионных токарных станков с ЧПУ 1700ВФ30, 1700СФ30, 17М00ВФ30.






5А308П Станок вертикальный зубофрезерный для цилиндрических колес универсальный. Назначение и область применения

Полуавтомат зубофрезерный 5А308П предназначен для фрезерования цилиндрических колес из чугуна, стали, легированных сталей, легких сплавов и пластмасс методом обкатки в условиях мелкосерийного, серийного и крупносерийного производства.

Принцип работы и особенности конструкции станка

При чистовых режимах полуавтомат обеспечивает 6 степень точности обработанных шестерен по ГОСТ 9178—59 при условии нарезания червячными фрезами класса ААА.

Полуавтомат работает по способу обкатки червячной фрезы и обрабатываемого колеса.

Полуавтомат имеет горизонтальную компоновку с фрезерной кареткой, перемещающейся по направляющим параллельно оси заготовки.

Шпиндель инструмента, установленный на вертикальном суппорте каретки, получает вращение через телескопический универсальный шарнир.

Настройка числа оборотов фрезы производится переключением коробки скоростей, а настройки величины подачи и числа обрабатываемых зубьев — гитарами сменных колес.

Делительный червяк выполнен с прогрессивным шагом для регулировки зазора в делительной червячной паре.

Включение станка по полуавтоматическому циклу производится рукояткой подъема фрезы на межцентровое расстояние обработки.


Габариты рабочего пространства зубофрезерного станка 5А308П

5А308П Станок зубофрезерный. Габариты рабочего пространства

Габариты рабочего пространства зубофрезерного станка 5А308П

Габариты рабочего пространства зубофрезерного станка 5А308П. Смотреть в увеличенном масштабе


Посадочные и присоединительные базы инструмента зубофрезерного станка 5А308П

Посадочные и присоединительные базы инструмента зубофрезерного станка 5А308П

Эскиз шпинделя изделия станка 5А308П


Общий вид и общее устройство зубофрезерного станка 5А308П

5А308П зубофрезерный. Общий вид

Фото зубофрезерного станка 5А308П


5А308П зубофрезерный. Общий вид

Фото зубофрезерного станка 5А308П


5А308П зубофрезерный. Общий вид

Фото зубофрезерного станка 5А308П


5А308П зубофрезерный. Общий вид

Фото зубофрезерного станка 5А308П


5А308П зубофрезерный. Общий вид

Фото зубофрезерного станка 5А308П


5А308П зубофрезерный. Общий вид

Фото зубофрезерного станка 5А308П


5А308П зубофрезерный. Общий вид

Фото зубофрезерного станка 5А308П


5А308П зубофрезерный. Общий вид

Фото зубофрезерного станка 5А308П



5А308П Расположение органов управления зубофрезерным 5А308П

Расположение органов управления зубофрезерным станком 5А308П


Перечень органов управления зубофрезерным 5А308П

  1. Переключатель режима работы
  2. Кнопка быстрого отвода каретки
  3. Рукоятки зажима задней бабки
  4. Рукоятка зажима детали
  5. Лимб установки межосевого расстояния
  6. Кнопка быстрого подвода каретки
  7. Сигнальная лампа верхнего положения суппорта каретки
  8. Кнопка „Пуск"
  9. Кнопка „Стоп"
  10. Главный выключатель
  11. Сигнальная лампа „Станок под напряжением"
  12. Переключатель подъема суппорта каретки
  13. Выключатель освещения
  14. Выключатель охлаждения
  15. Рукоятки переключения коробки скоростей
  16. Кулачки для установки длины хода каретки
  17. Гитара деления
  18. Гитара подач
  19. Сменные шестерни




Схема кинематическая зубофрезерного станка 5А308П

Кинематическая схема зубофрезерного станка 5А308П

Кинематическая схема зубофрезерного станка 5А308П

1. Кинематическая схема зубофрезерного станка 5А308П. Смотреть в увеличенном масштабе

2. Кинематическая схема зубофрезерного станка 5А308П. Смотреть в увеличенном масштабе



Рис 8. Кинематическая схема:

  • А — фрезерная каретка;
  • Б — электродвигатель ДПТ 22-4 (N = 0,5 кВт; n = 1410 об/мин);
  • В — гитара деления;
  • Г — электродвигатель АОЛ 11-4 (N = 0,12 кВт; n = 1400 об/мин);
  • Д — гитара подач

Расположение подшипников в станке 5А308П

Расположение подшипников зубофрезерного станка 5А308П



Установка числа оборотов шпинделя в станке 5А308П

Установка числа оборотов шпинделя зубофрезерного станка 5А308П



Описание кинематической схемы зубофрезерного станка 5А308П

Кинематическая цепь станка может быть разделена на четыре части: цепь главного движения, цепь деления, цепь подач и цепь ускоренного перемещения фрезерной каретки.

Цепь главного движения получает вращение от электродвигателя ДПТ 22-4 (N = 0,5 кВт; n = 1410 об/мин). Вращение с вала VII через шестерни 11, 12, передается на вал VIII коробки скоростей. Далее через блок шестерен 15, 16 и 17, сидящий на валу VIII, шестерни 18, 19, 20 и 21, сидящие на валу X, и блок шестерен 22 и 23 движение передается на вал XI. За счет переключения блоков шестерен получается шесть скоростей вращения шпинделя фрезы. С вала XI через шкивы 24 и 25 движение передается на приводной вал XII и через шарнирно-телескопическое соединение на шпиндель XIII фрезы.

Цепь деления получает вращение от приводного вала XII. Через гитару деления и делительную пару 26, 27 движение передается на шпиндель изделия. Делительная шестерня имеет 50 зубьев, червяк однозаходный с переменной толщиной витка, что позволяет регулировать боковой зазор в делительной паре перемещая червяк.

Цепь подач получает движение от шпинделя изделия. Через винтовую пару 8 и 7 движение передается на вал III и через сменные шестерни гитары подач, реверсивную обгонную муфту на вал II. С вала II через винтовую пару 4 и 3, вал IV, винт 5 и гайку 6 движение подачи передается фрезерной каретке.

Ускоренное перемещение фрезерной каретки осуществляется от электродвигателя АОЛ 11-4 (N = 0,12 кВт; n = 1390 об/мин) через шкивы 1 и 2, реверсивную обгонную муфту, вал II, винтовую пару 3 и 4, винт 5 и гайку 6.


Цикл работы станка

При нажатии кнопки главного выключателя загорается синяя сигнальная лампочка „Станок под напряжением", а при нажатии кнопки „Пуск" включается электродвигатель ДПТ 22-4, от которого получает движение цепь главного движения и цепь подач. При этом включается электромагнит, поднимающий суппорт в рабочее положение. Рычаг, соединенный с кулачком подъема суппорта, включает зеленую лампочку, которая сигнализирует о подъеме фрезы в верхнее рабочее положение.

По окончании рабочего хода фрезерная каретка регулируемым упором выключает электродвигатель ДПТ 22-4 и электромагнит включает электродвигатель АОЛ 11-4, который приводит в движение цепь ускоренного обратного хода. При отходе фрезерной каретки в исходное положение упор выключает двигатель ускоренного хода. Фрезерная каретка останавливается. Для повторения цикла необходимо вновь нажать кнопку „Пуск".





Основные группы станка. Особенности отдельных групп станка станина

Зубофрезерный станок 5А308П повышенной точности состоит из следующих групп:

  • Группа 11. Станина
  • Группа 12. Стойка
  • Группа 20. Коробка скоростей
  • Группа 30. Фрезерная каретка
  • Группа 50. Система охлаждения
  • Группа 60. Система смазки
  • Группа 70. Принадлежности
  • Группа 90. Электрооборудование

Станина

Станина (рис. 10) представляет собой коробчатую отливку, в которой размещены основные узлы и механизмы станка: шпиндель изделия, задняя бабка, делительный механизм, механизм подачи и механизм ускоренного перемещения фрезерной каретки.

Шпиндель изделия

Шпиндель изделия 2 (рис. 11) вращается в двух бронзовых подшипниках скольжения 4 и 13, установленных в конусных отверстиях станины 1. Регулировка подшипников производится при помощи гаек 3, 5, 12 и 14.

На шпинделе с помощью винта 8 и контргайки закреплена делительная червячная шестерня 7, которая находится в зацеплении с делительным червяком. Закрепленная на шпинделе винтовая шестерня 10 находится в зацеплении с винтовой шестерней ведущего вала гитары подач. Осевое усилие фрезерования воспринимается упорным шариковым подшипником 11. Для предотвращения перемещения шпинделя в осевом направлении и установки червячной делительной шестерни 7 служат регулировочная гайка 9 и компенсационное кольцо 6.

Задняя бабка

Задняя бабка (рис. 12) 1 предназначена для закрепления оправки с изделием. Зажим изделия производится поворотом рукоятки 3. При этом гайка 4 своим скосом скользит по винтовому пазу стакана 5 и перемещает пиноль 2 влево. Усилие зажима регулируется вращением пиноли. После зажима изделия пиноль фиксируется тангенциальным зажимом.

Делительный механизм

Делительный механизм согласовывает вращение шпинделя изделия с фрезой при помощи гитары деления. Настройка гитары деления производится по таблице.

Делительный механизм состоит из гитары деления и делительной червячной пары.

Гитара деления (рис. 13) расположена в корпусе 5, который закреплен на станине 1. Ведущий вал 7 установлен в гитаре 6 на двух радиальных подшипниках. На валу 7 сидит шкив привода 4. Передний конец вала соединен с телескопическим шарниром шпинделя фрезы, на другом конце вала посажена шестерня гитары деления. Гитара может быть повернута в корпусе 5 на определенный угол и закреплена в этом, положении при помощи гайки 13 и зажима 75. На свободном конце гитары установлен корпус 8 с пальцем 9 для промежуточных шестерен. Корпус может быть передвинут по шпоночному пазу гитары и закреплен в нужном положении гайкой 14.

Ведомый вал 10 гитары деления вращается в бронзовых подшипниках скольжения 3 и 12, установленных в стакане 11. Компенсационное кольцо 2 ограничивает осевое перемещение вала.

Червячная делительная пара

Червячная делительная пара (рис. 14) состоит из червяка 2 с двойным шагом и переменной толщиной витка и червячного колеса 1. Червяк 2 выполнен заодно целое с валом и установлен в гильзе 3 на двух радиально — упорных шариковых подшипниках. Вал червяка получает вращение от ведомого вала 7 гитары через втулку 5. Втулка на валу червяка закреплена неподвижно, а на ведомый вал гитары посажена по скользящей посадке и соединена с ним регулируемой шпонкой 6. На наружной поверхности передней части гильзы 3 нарезаны зубья, которые находятся в зацеплении с червяком 4. Червяк 4 может перемещать гильзу 3 вместе с червяком 2, чем обеспечивается регулировка бокового зазора в зацеплении червячной пары. При регулировке зазора червяк 4 необходимо повернуть только на некоторую часть оборота и затем проверить плотность зацепления. После чего необходимо закрепить гильзу тангенциальным зажимом.

Механизм подачи

Механизм подачи (рис. 15) смонтирован в верхней части станины 9 под крышкой 4. Подача настраивается с помощью двух сменных шестерен. Вал 10 приводится во вращение через реверсивную обгонную муфту (детали 1—3).

С вала 10 через винтовую шестерню 11 вращение передается на винтовую шестерню 3 (см. рис. 10). Далее через винт 1 и гайку 2 движение сообщается фрезерной каретке. Компенсационное кольцо 4 ограничивает осевое перемещение шестерни 3.

Механизм ускоренного перемещения фрезерной каретки

При ускоренном перемещении фрезерной каретки электродвигатель АОЛ 11-4 через клиноременную передачу передает вращение на шкив 8 (см. рис. 15). Шкив своими выступами расклинивает обойму 3 и через ролики 1 и ступицу 2 передает движение на вал 10.


Стойка

Стойка 5 (рис. 16) имеет прямоугольную форму. Внутренние перегородки обеспечивают достаточную жесткость стойки. Ввиду отсутствия наружных боковых стенок стойка имеет небольшой вес.

Внутри стойки размещены: коробка скоростей 2, система охлаждения 1, панель с электроаппаратурой 6, ящик для сменных шестерен 3. Пульт управления станка 4 вынесен на переднюю стенку. Верхняя часть стойки служит маслоотстойником. На верхней плоскости стойки устанавливается станина.

Коробка скоростей

Коробка скоростей (рис. 17) смонтирована в корпусе 10. Три основных вала (I, II, III) установлены на шариковых подшипниках. Вал I приводится от фланцевого электродвигателя ДПТ 22-4 через шестерни 1 и 2. Через блок шестерен 5, 6 и 7, шестерни на валу II и блок шестерен 8 и 9 вращение передается на вал III. За счет переключения блоков шестерен получается 6 скоростей вращения фрезы. В коробке скоростей также имеется ось IV, на которой вращается шестерня 3. Через шестерню 3 и, сидящий на ней эксцентрично шарикоподшипник 4, осуществляется привод насоса смазки.

Переключение блоков шестерен осуществляется поворотом рычага 1 (рис. 18) и ступицы 2.


Фрезерная каретка

Фрезерная каретка (рис. 19) смонтирована на станине и перемещается но ее направляющим, имеющим форму „ласточкина хвоста".

Фрезерная каретка состоит из следующих узлов: фрезерной слойки, микрометрической головки и суппорта со шпинделем фрезы.

Фрезерная стойка

Внутри фрезерной стойки 3 смонтирован электромагнит МИС 2100, якорь которого шарнирно соединен с рычагом 4 подъема и опускания фрезерного суппорта и шпинделя фрезы. Перепад по кулачку равен 2,5 мм, что позволяет вывести фрезу из зоны резания при нарезании шестерен с максимальным модулем.

Для установки фрезы на угол подъема корпус вместе с суппортом поворачивается относительно нижней плиты 1. Поворот производится вращением винта 2, крепление корпуса — винтами 5.

Микрометрическая головка

Микрометрическая головка служит для установки фрезы на глубину фрезерования. Она состоит из втулки 11, лимба 13, микровинта 7, гайки 6 и дифференциальной гайки 15. Микровинт через рычаг 17 соединен с суппортом 16. Втулка 11 от осевых смещений ограничивается компенсационным кольцом 12. Пружина 9 через фиксатор 8 постоянно прижимает суппорт к рычагу 4 и возвращает суппорт в нижнее положение по окончании обработки изделия. Усилие пружины 9 регулируется винтом 10. Для предварительного отсчета установленного межосевого расстояния служит линейка 18 и нониус 19, укрепленные соответственно на фрезерной стойке и суппорте. Окончательный отсчет установленного межосевого расстояния производится совмещением соответствующего деления на лимбе 13 с риской на кольце 14. Проверка межосевого расстояния производится установкой точных мерных плиток между шпинделем фрезы и оправкой, установленной в центрах, и совмещением риски нониуса с линейкой и нулевой риски с риской на полукольце.

Суппорт и узел шпинделя фрезы

По вертикальным направляющим фрезерной стойки, имеющим форму „ласточкина хвоста", перемещается фрезерный суппорт с установленной на нем обоймой 2 (рис. 20) со шпинделем фрезы 1. Обойма может быть выдвинута вдоль оси вращения червяка 3 и закреплена тангенциальным зажимом.

Шпиндель фрезы в передней части имеет консольную посадочную шейку для червячной фрезы. Опорами шпинделя спереди является двойной конус и сзади конусная втулка 4, которая соединена со шпинделем штифтом б. Зазор в опорах устраняется гайкой 5, которая стопорится винтами.

Регулировка зазора в направляющих фрезерной стойки и станины, а также в направляющих суппорта и фрезерной стойки производится клином.

Шарнирно-телескопический вал (рис. 21) служит для передачи вращения к шпинделю фрезы. Он состоит из двух концевых вилок 1 и двух промежуточных вилок 2, соединенных между собой крестовинами 3. В процессе работы шарнирно-телескопический вал необходимо периодически смазывать.


Система смазки

Система смазки (рис. 25) в основном принудительная и осуществляется от плунжерного насоса, смонтированного в коробке скоростей. Насос нагнетает масло из резервуара через фильтр в распределитель. Из распределителя масло поступает на обгонную муфту, на подшипники шпинделя изделия, подшипник ведомого вала гитары деления, сменные шестерни, подшипник ведущего вала гитары деления, на червячную делительную пару, подшипники ходового винта, направляющие, на ходовой винт, шпиндель фрезы и на маслоуказатель. Подачу масла в любую точку можно отрегулировать с помощью винтов маслораспределителя.

Отработанное масло стекает по стенкам в отстойник, откуда по трубке попадает в резервуар коробки скоростей.

Смазка шестерен и подшипников коробки скоростей происходит разбрызгиванием.

В качестве смазочной жидкости следует применять масло „Индустриальное 20" (ГОСТ 1707-51).

При замене масла нужно отвернуть пробки 1 и 11, слить масло из отстойника и коробки скоростей и очистить фильтр. Перед началом работы необходимо проверить наличие смазки в резервуаре коробки скоростей и убедиться в исправности системы. Очень важно исключить течь масла через присоединительные места. Особое внимание следует обращать на подачу смазки на шпиндель и направляющие суппорта.

Места и периодичность ручной смазки указаны в таблице.




Схема электрическая зубофрезерного станка 5А308П

Схема электрическая зубофрезерного станка 5А308П

Электрическая схема зубофрезерного станка 5А308П

Схема электрическая зубофрезерного станка 5А308П. Смотреть в увеличенном масштабе



5А308П Установочный чертеж зубофрезерного полуавтомата

Установочный чертеж зубофрезерного полуавтомата 5А308П

Установочный чертеж зубофрезерного полуавтомата 5А308П

Технические характеристики зубофрезерного станка 5А308П

Технические характеристики зубофрезерного станка 5А308П

Технические характеристики зубофрезерного станка 5А308П

Технические характеристики зубофрезерного станка 5А308П. Смотреть в увеличенном масштабе



    Список литературы

  1. Зубофрезерный станок повышенной точности 5А308П, Руководство, 1964

  2. Колев Н.С. Металлорежущие станки.
  3. Гальперин Е.И. Наладка зуборезных станков, 1960.
  4. Козлов Д.Н. Зуборезные работы, 1971.
  5. Лоскутов В.В., Ничков А.Г. Зубообрабатывающие станки, 1978.
  6. Малахов Я.А. Зубообрабатывающие и резьбофрезерные станки и их наладка, 1972.
  7. Мильштейн М.З. Нарезание зубчатых колес, 1972.
  8. Овумян Г.Г., Адам А.И. Справочник зубореза, 1983.
  9. Писманик К. М., Шейко Л. И., Денисов В. М. Станки для обработки конических зубчатых колес, 1993
  10. Птицин Г.А., Кокичев В.Н. Зуборезные станки, 1957.
  11. Сильвестров Б.Н., Захаров И.Д. Конструкция и наладка зуборезных и резьбофрезерных станков, 1979.
  12. Шавлюга Н.И. Расчет и примеры наладок зубофрезерных и зубодолбежных станков, 1978.
  13. Список литературы для настройки станка

  14. Станок для нарезания спиральнозубых конических колес модели 528с. Руководство к станку, ЭНИМС, МЗКРС 1956 год.
  15. Инструкция по расчету наладочных установок зуборезных станков модели 525 и 528 для нарезания конических колес со спиральными зубьями, ЭНИМС, МЗКРС.
  16. Руковдство по расчету геометрических размеров гипоидных зубчатых колес и наладок для их нарезания на станках моделей 528с, 528с, 5а27с1, Саратовский завод тяжелых зуборезных станков, 1967 год.
  17. Руковдство по расчету наладок станков 528с, 525 и 5а27с4п для нарезания конических колес методом обкатки, Саратовский завод тяжелых зуборезных станков, 1969 год.






Связанные ссылки. Дополнительная информация