Главная > Токарные станки > Станки токарно-винторезные универсальные > Кусон-3

Кусон-3 Станок токарно-винторезный универсальный
паспорт, руководство, схемы, описание, характеристики

Кусон-3 Фотография токарно-винторезного станка

Сведения о производителе токарно-винторезного станка Кусон-3

Производитель токарно-винторезного станка Кусон-3 - КНДР, город Кусон в провинции Пхёнан-Пукто (Северная Корея - Корейская Народно-Демократическая Республика).


Кусон-3 Станок токарно-винторезный универсальный. Назначение, область применения

Токарно-винторезный станок Кусон-3 предназначен для выполнения различных токарных работ и нарезания метрической, модульной, дюймовой и питчевой резьб. Обрабатываемые детали устанавливаются в центрах или патроне.

Наиболее целесообразно использовать станок в инструментальных и ремонтных службах в условиях мелкосерийного и единичного производства на чистовых и получистовых работах.

Класс точности станка Н. При чистовой обработке деталей из конструкционных сталей шероховатость обработанной поверхности V6б.


Чертеж шпинделя токарно-винторезного станка Кусон-3

Кусон-3 Станок токарно-винторезный. чертеж шпинделя


Общий вид токарно-винторезного станка Кусон-3

Кусон-3 Станок токарно-винторезный. Общий вид

Фото токарно-винторезного станка Кусон-3. Смотреть в увеличенном масштабе


Кусон-3 Станок токарно-винторезный. Общий вид


Расположение органов управления токарно-винторезным станком Кусон-3

Кусон-3 Расположение органов управления токарно-винторезным станком

Расположение органов управления токарно-винторезным станком Кусон-3. Смотреть в увеличенном масштабе


Перечень составных частей токарно-винторезного станка Кусон-3

  • I - Станина
  • II - Коробка скоростей
  • III - Коробка шпинделя
  • IV - Коробка подач
  • V - Фартук
  • VI - Суппорт
  • VII - Задняя бабка
  • VIII - Электрооборудование

Перечень органов управления токарно-винторезного станка Кусон-3

  1. Рукоятка установки величины подачи и шага резьбы на 1:1 и 8:1
  2. Рукоятка установки ряда подач и шагов резьб
  3. Рукоятка установки величины оборотов шпинделя на 1:1 и 1:8
  4. Рукоятка включения ходового вала или винта, 19 ниток на 1"
  5. Рукоятка установки метрической (модульной ) или дюймовой (питчевой) резьбы
  6. Рукоятка реверсирования ходового винта
  7. Маховичок продольного перемещения суппорта
  8. Рукоятка включения гайки ходового винта
  9. Рукоятка установки чисел оборотов шпинделя и трех ступеней двукратных подач
  10. Рукоятка пуска, останова и реверса шпинделя
  11. Рукоятка включения продольной и поперечной подачи суппорта
  12. Кнопка включения быстрого перемещения суппорта
  13. Рукоятка поворота и закрепления резцедержателя
  14. Рукоятка поперечного перемещения суппорта
  15. Рукоятка перемещения верхних салазок
  16. Рукоятка крепления пиноли задней бабки
  17. Рукоятка крепления задней бабки к станине
  18. Рукоятка установки величины перемещения пиноли на 1:1 и 1:5
  19. Маховичок перемещения пиноли задней бабки
  20. Кнопки кратковременного включения шпинделя на обратное вращение
  21. Рукоятка выключателя для установки правого и левого вращения шпинделя
  22. Рукоятка выключения и включения станка в электросеть и включение электродвигателя охлаждения
  23. Сигнальная лампа
  24. Кнопки кратковременного включения шпинделя на обратное вращение

Схема кинематическая токарно-винторезного станка Кусон-3

Схема кинематическая токарно-винторезного станка Кусон-3, Кусон-3М, Кусон-3Г, Кусон-3Ф1

Схема кинематическая токарно-винторезного станка Кусон-3. Смотреть в увеличенном масштабе


Описание конструкции токарно-винторезного станка Кусон-3

Станина

Станина станка имеет П-образные поперечные ребра, которые придают ей высокую жесткость.

Станина жестко крепится к левой и правой тумбам и имеет закаленные направляюще для перемещения суппорта. Внутри на правой части станины установлен электродвигатель быстрого перемещения суппорта.

В левой тумбе станины смонтированы коробка скоростей, маслобак лопастной насос, а в правой бак для охлаждения с электродвигателем.


Коробка скоростей

Коробка скоростей, установленная на двух кронштейнах с роликами внутри левой тумбы, передает движение шпиндельной бабке через клиновые ремни.

Управление коробкой скоростей посредством вращения барабанного кулачка осуществляется рукояткой, находящейся на фартуке через цепную передачу.

Для регулировки натяжения ремней надо ослабить болты, закрепляющие ролик, ослабить четыре гайки и затем, держа за квадратные головки болтов и поворачивая гайки, опускать или поднимать коробку скоростей.

После регулировки надо закрепить коробку скоростей гайками натянуть цепь роликом.

Коробку скоростей можно легко вынуть на роликах из левой тумбы, сняв клиновые ремни и цепь, трубку для подачи масла и потом опустив коробку на пол тумбы, и отвинтив болты из пола тумбы.


Шпиндельная бабка

Шпиндельная бабка уложена на призматической направляющей станины и крепится к ней болтами. Движение от коробки скоростей передается клиноремнями разгруженному шкиву на шпиндельной бабке и далее через шестерни шпинделю и коробке подач. На шпиндельной бабке смонтированы шпиндель станка и механизмы изменения оборотов шага резьбы на 1:1 и 8:1.

Шпиндель установлен на трех подшипниках. В передней опоре поставлен двухрядный роликовый подшипник с регулируемым диаметральным зазором, а в задней опоре два радиально-упорных шарикоподшипников.

Осевую нагрузку воспринимает подшипник, а радиальную - подшипник.

Для устранения зазора в подшипниках, который возникает после продолжительной эксплуатации станка, производят их регулировку.

Сняв крышку шпиндельной бабки надо ослабить стопорные болты гаек, потом путем вращения их выбрать излишний диаметральный зазор и обязательно затянуть стопорные болты.

Диаграмма для определения числа оборотов шпинделя показана на рис. 3.


Коробка подач

Коробка подач закрытого типа крепится на левой передней поверхности станины и обеспечивает широкий диапазон подач и нарезаемых резьб, соответственно таблице на шпиндельной бабке и на рис. 3.

Нарезание резьбы производится путем реверса ходового винта при помощи рукоятки 6 (рис. I) или главного двигателя рукояткой 10.

Нарезание резьбы малых шагов до 10 мм рекомендуется производить путем реверса ходового винта при установке рукоятки I в положение 1:1.

Путем реверса главного двигателя можно нарезать все шаги резьбы рукояткой 10, но рекомендуется этот метод только для больших шагов, установив рукоятку I в положение 8:1.

При нарезании резьбы 19 ниток на 1"(дюйм) рукоятка 4 (рис. I) должна находиться в положении 19 ниток на 1"(дюйм). В этом случае вращается только ходовой БИНТ, а в других случаях ходовой винт вращается с ходовым валом.

Рукоятка 5 находится во вдвинутом положении при нарезании метрической и модульной резьбы и в вытянутом положении при дюймовой и питчевой резьбы.

Величина продольной подачи суппорта равна 0,1 t мм, а величина поперечной подачи половине продольной, где - t - шаг резьбы или числа в таблице. (рис. 3)


Фартук

На фартуке сконцентрированы часто используемые рукоятки, что дают возможность переключать некоторые скорости шпинделя и подач суппорта, прямо на фартуке не подходя к шпиндельной бабке.

Ручное перемещение фартука производится маховиком 3, один оборот которого равен 30 мм.

Величина перемещения отсчитывается с помощью двух лимбов до 90 мм. Один из них имеет цену деления 0,1 мм, а другой 10 мм.

Управление механическим перемещением суппорта в продольном и поперечном направлении производится одной рукояткой II (рис. I), направление которого совпадает с направлением движения суппорта.

Дополнительным нажатием кнопки 12 (рис. I) включают на мгновение быстрое перемещение суппорта в направлении соответствующем положению рукоятки II (рис. I).

В фартуке смонтировано пружинно-рычажное устройство, отключающее подачу при перегрузке. Это устройство состоит из гитар колес 6, гитар роликов 7, пружин 8 и регулирующих болтов 9.

Для защиты от перегрузки при нарезании резьбы предусмотрен предохранительный штифт в месте соединения ходового винта с коробкой подач.

Для переключения скорости шпинделя нужно притянуть к себе рукоятку 9 (рис. I) и повернуть ее влево или вправо, а для двухкратных подач повернуть ее влево или вправо в оттолкнутом положении.


Суппорт

На суппорте находятся нижние и верхние салазки и резцедержатель. На нижней салазке имеется Т-образный паз для установки принадлежностей.

Для обработки конуса путем поворота верхней салазки надо ослабить гайки 4, после закрепить ее на необходимом угле.

Поворотный резцедержатель обеспечивает быструю смену позиции резцов при сохранении необходимой точности фиксации.

Шаг винта нижней салазки суппорта 5 мм, а верхней салазки 4 мм.

Рукоятка поперечного перемещения суппорта имеет два лимба. Кольцевой лимб 7 имеет шкалу с ценой деления 0,1 мм, а другой лимб 6 имеет только цифры от 0 до 19.

За один оборот рукоятки 14 суппорт перемещается на 5 мм, т. е. происходит изменение диаметра на 10 мм. При этом лимб в поворачивается на одну цифру. Значит с помощью этих лимбов можно точно и удобно сделать отсчет изменения диаметра изделия до 200 мм с точностью 0,1 мм.

Зазор между направляющими станины и суппорта регулируется болтами 1 и гайками 2.

Зазоры в направляющих нижней и верхней салазки регулируются клиньями, перемещаемыми винтами.

Зазор пары винта-гайки поперечной подачи регулируется болтами 3 после отвинчивания шпилек.

На суппорте установлен защитный прозрачный экран, предохраняющий рабочего от летящей стружки и от брызг охлаждающей жидкости.


Задняя бабка

Задняя бабка крепится к. станине одной рукояткой I7 через эксцентриковый зажим.

Корпус задней бабки может смещаться в поперечном направлении, что можно использовать при точении конусов.

Пиноль имеет миллиметровую шкалу. При смене центра пиноль вдвигают в корпус бабки до отказа.


Схема электрическая принципиальная токарно-винторезного станка Кусон-3

Схема электрическая токарно-винторезного станка Кусон-3, Кусон-3М, Кусон-3Г, Кусон-3Ф1

Схема электрическая токарно-винторезного станка Кусон-3. Смотреть в увеличенном масштабе


Электрошкаф установлен на задней стороне шпиндельной бабки, а щиток управления на ее правой боковой стороне.

Силовая цепь использует напряжение 380 В 50 Гц трехфазного переменного тока, цепь управления на 110 В., а цепь освещения на 24 В.

Станок включается в электросеть переключением выключателя 1ПВ рукояткой 22 (рис. I), установленной на щитке управления в положение I. При этом зажигается сигнальная лампа 24 (рис. I).

Пуск, остановка или реверс шпинделя осуществляется переключением выключателя ЗПВ рукояткой 10 (рис. I), находящейся на фартуке.

Если рукоятка 10 (рис. I) находится на первой нижней ступени, то главный электродвигатель вращается с соединением в звезду, а на второй ступени в треугольник.

При легком режиме работы, т. е. менее 30-40 процентов нормальной нагрузки рекомендуется производить работу при соединении в звезду главного двигателя.

При работе на обратном вращении шпинделя необходимо переключить выключатель 2ПВ рукояткой 21 (рис. I), повернув ее вправо.

При переключении скорости шпинделя и для торможения его нужно применить кнопку 2П, находящуюся на щитке управления 23 (рис. I) или кнопку 1П на суппорте 20 (рис. I).

Для пуска двигателя охлаждающей жидкости нужно переключить на удобном для наблюдения щитке управления расположен амперметр, по показанию которого можно узнать загруженность главного электродвигателя.

Выключатель лампы местного освещения находится на его верхней части.

Для защиты от короткого замыкания силовой цепи предусмотрены предохранители 1ПР (35А), 2ПР (4А), 3ПР (2А), а для защиты цепей операции и освещения - предохранители 4ПР (4А) и 5ПР (2А).

Для защиты от перегрузки главного двигателя предусмотрено тепловое реле РТ (I3A).


Смазка и охлаждение токарного станка Кусон-3


Смазка станка

Система смазки станка разделяется на автоматическую и ручную. Автоматически смазываются коробка скоростей, шпиндельная бабка, коробка подач и фартук, а 15 места, показанные на рис, 6 смазываются вручную перед и после работы.

Суппорт смазывается ручным плунжерным насосом, установленным на суппорте, 1-2 раза в смену.

Коробка скоростей смазывается разбрызгиванием масла шестерней, и на ней имеются маслоуказатель и сливное отверстие.

Шпиндельная бабка, коробка подач и сменные шестерни смазываются лопастным насосом, установленным на наружной стенке коробки скоростей. При этом контроль подачи масла производят через прозрачное окно, которое находится на верху шпиндельной бабки.

Для вливания масла в маслобак и в коробку скоростей надо снять боковой кожух левой тумбы.

Фартук смазывается плунжерным насосом, установленным внутри фартука. На левой стороне фартука имеются два маслоуказателя, один для контроля подачи масла, а другой для контроля уровня масла. Внизу фартука имеется сливное отверстие.

Рекомендуется применять масло "индустриальное 20" (веретенное 3) с вязкостью 2,6 - 3,3° Е50. Заменитель этого масла "индустриальное 30" с вязкостью 3,8 - 4,6° Е50.

Первая смена всего масла станка производится через три месяца с пуска станка в работу, а в дальнейшем раз в полгода.


Система охлаждения

Охлаждающая жидкость подается электронасосом из бака, установленного в правой тумбе станка.

Гибкий стальной трубопровод, расположенный над суппортом, позволяет рационально направлять струю жидкости к режущему инструменту, а краном регулировать количество жидкости.


Технические характеристики токарного станка Кусон-3

Наименование параметра 16К20 Кусон-3
Основные параметры станка
Класс точности по ГОСТ 8-82 Н Н
Наибольший диаметр заготовки устанавливаемой над станиной, мм 400 430
Высота оси центров над плоскими направляющими станины, мм 215
Наибольший диаметр заготовки обрабатываемой над суппортом, мм 220 220
Наибольшая длина заготовки, устанавливаемой в центрах (РМЦ), мм 710, 1000,
1400, 2000
1000, 1500
Наибольшее расстояние от оси центров до кромки резцедержателя, мм 225
Наибольший диаметр сверла при сверлении стальных деталей, мм 25
Наибольшая масса заготовки, обрабатываемой в центрах, кг 460..1300
Наибольшая масса заготовки, обрабатываемой в патроне, кг 200
Шпиндель
Диаметр отверстия в шпинделе, мм 52 41
Наибольший диаметр прутка, проходящий через отверстие в шпинделе, мм 50
Частота вращения шпинделя в прямом направлении, об/мин 12,5..1600 16..3200
Частота вращения шпинделя в обратном направлении, об/мин 19..1900 16..3200
Количество прямых скоростей шпинделя 22 21
Количество обратных скоростей шпинделя 11 21
Конец шпинделя по ГОСТ 12593-72
Коническое отверстие шпинделя по ГОСТ 2847-67 Морзе 6 Метр 50
Диаметр фланца шпинделя, мм 170
Наибольший крутящий момент на шпинделе, Нм 1000
Суппорт. Подачи
Наибольшая длина продольного перемещения, мм 645, 935, 1335, 1935
Наибольшая длина поперечного перемещения, мм 300
Скорость быстрых продольных перемещений, мм/мин 3800 2800
Скорость быстрых поперечных перемещений, мм/мин 1900
Максимально допустимая скорость перемещений при работе по упорам, мм/мин 250
Минимально допустимая скорость перемещения каретки (суппорта), мм/мин 10
Цена деления лимба продольного перемещения, мм 1
Цена деления лимба поперечного перемещения, мм 0,05
Диапазон продольных подач, мм/об 0,05..2,8 0,08..8
Диапазон поперечных подач, мм/об 0,025..1,4 0,004..4
Количество подач продольных 42 54
Количество подач поперечных 42 54
Количество нарезаемых резьб - метрических 54
Количество нарезаемых резьб - модульных 54
Количество нарезаемых резьб - дюймовых 54
Количество нарезаемых резьб - питчевых 54
Пределы шагов метрических резьб, мм 0,5..112 0,125..80
Пределы шагов дюймовых резьб, ниток/дюйм 0,5..56 0,5..32
Пределы шагов модульных резьб, модуль 0,5..112 0,05..40
Пределы шагов питчевых резьб, питч диаметральный 0,5..56 0,05..40
Наибольшее усилие, допускаемое механизмом подач на резце - продольное, Н 5884
Наибольшее усилие, допускаемое механизмом подач на резце - поперечное, Н 3530
Резцовые салазки
Наибольшее перемещение резцовых салазок, мм 150
Перемещение резцовых салазок на одно деление лимба, мм 0,05
Наибольший угол поворота резцовых салазок, град ±90° ±90°
Цена деления шкалы поворота резцовых салазок, град
Наибольшее сечение державки резца, мм 25 х 25
Высота от опорной поверхности резца до оси центров (высота резца), мм 25
Число резцов в резцовой головке 4 4
Задняя бабка
Диаметр пиноли задней бабки, мм
Конус отверстия в пиноли задней бабки по ГОСТ 2847-67 Морзе 4
Наибольшее перемещение пиноли, мм 150 160
Перемещение пиноли на одно деление лимба, мм 0,1
Величина поперечного смещения корпуса бабки, мм ±15
Электрооборудование
Электродвигатель главного привода, кВт 11 7,5
Электродвигатель привода быстрых перемещений, кВт 0,12 0,55
Электродвигатель насоса СОЖ, кВт 0,125 0,125
Габариты и масса станка
Габариты станка (длина ширина высота) РМЦ=1000, мм 2795 х 1190 х 1500 2620 х 990 х 1260
Масса станка, кг 3010 2100