Савеловский машиностроительный завод расположен на правом берегу реки Волги в старинном русском городе Кимры, в 125 км севернее Москвы, на родине А. Н. Туполева, территория — 34 га, производственные площади – 120 тыс. м2, численность – более 1300 человек.
В 1915 году на том месте, где сейчас стоит завод, были созданы железнодорожные мастерские по ремонту узкоколейного подвижного состава.
В 1930 году в Савелове создается станкостроительный завод на базе учебно-производственных мастерских ЦИТ г. Москвы.
В 1937 году завод переходит в ведение Наркомата Обороны. Вскоре происходит реорганизация предприятия в самолетостроительное, которое приступает к выпуску гидросамолетов (корабельный разведчик КОР-2).
В 1939 году Савеловский завод был преобразован в Государственный Союзный завод № 288.
В 1941 году предприятие эвакуируется в г. Омск, и на его территории были созданы фронтовые мастерские по ремонту военной техники.
В 1943 году на территорию Савеловского завода перебазируется из Челябинской области 2-ой инструментальный завод, ориентированный на производство станков для авиационных заводов.
В 1944 году предприятие получает статус Государственного Союзного завода № 491.
В 1946 году приказом МАП (Министерство авиационной промышленности) определен профиль предприятия, как завода по выпуску токарных прецизионных высокоточных станков.
В 1948 году Минавиапромом было принято решение организовать на базе завода производство специального технологического оборудования для заводов авиационной промышленности.
В 1946 году начал выпускаться токарный станок 1612В и прецизионный токарный станок 1612П. За основу конструкции был взят прецизионный токарный станок DL-1 немецкой фирмы G.Kärger (Густав Кёргер).
В 1954 году начал выпускаться токарный станок ТС-135М (ТС-135М-491). За основу конструкции был взят прецизионный токарный станок 1612П и DL-1 немецкой фирмы G.Kärger.
Техническая документация на изготовление специального и специализированного оборудования для вышеуказанных целей поступала от НИАТа.
Конечно, в первую очередь проектировалось и изготавливалось оборудование, без которого в ряде случаев вообще нельзя было изготовить ту или иную деталь или агрегат для новых типов самолетов. В последствии изготовлялось оборудование для механизации трудоемких процессов, механизации и автоматизации производства в целом.
В течении прошедших 20 лет (с 1948 по 1968 годы) конструкторы НИАТа и завода постоянно приобретали опыт в конструированиии изготовлении самых разнообразных видов специализированного оборудования и обеспечили создание высококачественных сложных объектов, какими в то время являлись лайнеры ИЛ-62, ТУ-144 и другие.
В 1966 году предприятие преобразовано в Савеловский машиностроительный завод (СМЗ).
В 1979 году становится Савеловским производственным объединением «Прогресс» (СПО «Прогресс»).
Завод одним из первых в СССР освоил выпуск станков с ЧПУ. Годовое производство достигало 2,5 тысячи единиц современного высокоточного специализированного оборудования с ЧПУ, включая обрабатывающие центры. Предприятие изготовило более 35 тысяч высокоточных станков и ОЦ с ЧПУ, определяющих технический прогресс в авиационно- космической промышленности. Разработка и освоение новой техники велась совместно с НИАТ (Национальный Институт Авиационных Технологий). Все заводы отрасли были оснащены в значительной степени оборудованием СМЗ.
В марте 1993 года предприятие было зарегистрировано как ОАО «Савма» – «Савеловское машиностроительное открытое акционерное общество».
30 октября 1996 года предприятию возвращается его прежнее название ОАО «Савеловский Машиностроительный Завод» - ОАО СМЗ.
С 1997 года организовано серийное производство высокопроизводительных фрезерных ОЦ (обрабатывающих центров) нового поколения и высокоточных прецизионных токарных станков с ЧПУ, не уступающих по своим характеристикам лучшим мировым аналогам. Первые станки были поставлены на «Комсомольск-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю.А.Гагарина» и Китай.
В апреле 2004 года ОАО СМЗ вошел в группу компаний «Бородино», специализировавшуюся на выпуске слабоалкогольных и безалкогольных напитков, других пищевых продуктов, торговле и недвижимости.
В 2011 году ОАО СМЗ, обремененное обязательствами по долгам других предприятий группы «Бородино», становится банкротом. 4 октября определением Арбитражного суда Тверской области в отношении ОАО СМЗ введена процедура банкротства - наблюдение.
В марте 2012 года для продолжения и развития деятельности по разработке и изготовлению станочного и специального технологического оборудования на производственно-технической и кадровой базе СМЗ ОАО «ОПК «Оборонпром» создало 100%-ное дочернее общество с ограниченной ответственностью «Савеловский машиностроительный завод» (ООО СМЗ).
С июля 2012 года производственно-коммерческая деятельность осуществляется в ООО СМЗ, которое взяло на себя выполнение просроченных обязательств ОАО СМЗ по поставкам предприятиям, в том числе входящим в ОПК, ранее заказанных ими станков и другого технологического оборудования. С вхождением СМЗ в Объединенную промышленную корпорацию «Оборонпром» открылась новая страница в истории Савеловского машиностроительного завода.
В январе 2013 года главы компаний ОПК «Оборонпром», Д.Леликов, Galika AG (Швейцария), Л.Дерунгс, и GFAgieCharmilles (Швейцария), П.Байа, подписали соглашение о запуске сборочного производства электроэрозионного оборудования на Савеловском машиностроительном заводе.
В начале 2014 года ООО «СМЗ» вошло в состав российского станкостроительного холдинга Станкопром АО - Государственный Станкостроительный холдинг.
Акции АО «Станкопром» распределены среди акционеров следующим образом: ОАО ОПК ОБОРОНПРОМ - 34,81%, Госкорпорация Ростех - 65,19 %.
Сегодня СМЗ является участником рынка производителей станков с ЧПУ, в том числе большой гаммы сложных высокоточных обрабатывающих центров, крупных портально-фрезерных станков и уникального технологического оборудования.
Продукция завода востребована не только аэрокосмическим комплексом страны и СНГ, но и многими отраслями промышленности, в том числе металлургической, нефтеперерабатывающей, оборонной, автомобильной, судостроительной, МЧС, РЖД. Среди заказчиков СМЗ компании с мировыми именами. Это ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (Сухой, МиГ, Ильюшин, Туполев), ОАО «Оборонпром»,ОАО «Вертолеты России» (Камов, Миль), ОАО «Алмаз-Антей», ФКА «Роскосмос», НИИ АВТОПРОМ, ОАО «Энергоатом». Станки СМЗ востребованы и предприятиями металлургии (Выксунский, Челябинский, АВИСМА), и оборонно-промышленным комплексом («Ижмаш», завод имени Дегтярева, Тульский машзавод).
В качестве моделей производимых станков были выбраны самые востребованные на российском рынке модели станков производства компании GF AgieCharmilles. Например, проволочно-вырезные станки CUT 20P и CUT 30P в 2012 году являлись лидерами по количеству продаж в России. В итоге для производства в Кимрах выбраны следующие модели: проволочно-вырезные станки — CUT 20 P и CUT 30 P, прошивочные станки — FORM 20 и FORM 30, сверлильный станок — DRILL 300. Эти станки совместно покрывают подавляющее большинство потребностей российской промышленности по электроэрозионной обработке. Первый выпущенный станок будет передан в дар МГТУ «СТАНКИН».
Продукцию завода знают не только в России СНГ, но и в дальнем зарубежье: Англии, Китае, Италии, Индии. Завод поставляет не только новое современное оборудование, серийно выпускаемое ООО СМЗ, но и принимает участие в реализации новых масштабных проектов таких как:
Краткая справка
В 2016 году учрежден ООО Савёловский станкостроительный завод, созданный на базе станкостроительных цехов Савёловского машиностроительного завода, который вошёл в состав компании Группа Стан, ООО (г. Москва).
Краткая справка
Савёловский машиностроительный завод
Савёловский машиностроительный завод
Савёловский станкостроительный завод
ООО СМЗ производил:
Токарно-винторезные, токарные патронно-центровые, лоботокарные:
Вертикальные фрезерные станки с ЧПУ:
Продольно-фрезерные станки с ЧПУ:
Обрабатывающие центры:
Оборудование для раскроя листового металла:
Читайте также: Справочник заводов производителей фрезерных станков
Полезные ссылки по теме. Дополнительная информация