Средневолжский станкостроительный завод, СВСЗ


Основание завода

Бывший механик Готхард Карлович Бенке (1836—9.10.1900) с Руссо в 1873 году привёз в Самару купленное в Черном затоне оборудование из ремонтных мастерских разорившегося в 1872 году пароходного общества «Нептунъ».

Частная механическая мастерская с 50 рабочими была открыта на пустыре на Дворянской улице, в 71-м квартале (угол современных улиц Куйбышева и Красноармейской) напротив Струковского сада, на земле, приобретённой у В. И. Чарыкова.

Мастерская с 1876 года официально считалась Механическим заводом «Бенке и К°». Сначала завод изготавливал плуги, сеялки, косилки, паровые молотилки, мельничное оборудование. Эта продукция уже в первые годы работы была отмечена большой серебряной медалью министерства госимущества. Медалью Казанского отделения императорского Русского технического общества завод был поощрен за выпуск паровой машины и станка для обработки древесины.

Завод специализировался на производстве новых, а также ремонте старых пароходов, производство оборудования для волжских пароходов, крупчатых мельниц, маслобоен, паровых машин от 3 до 50 сил, земледельческих орудий, кроме этого, производил чугунное и медное литье.

Завод перебивался случайными заказами, а в 1877 году и вовсе сгорел дотла, но Александр Иванович Вернер помог восстановить предприятие после пожара. Заказов было много, производство на заводе в 1881 году достигло оборота в 170000 рублей в год, на предприятии работало до 180 человек, а стоимость заводского имущества составляла 168000 р. Потому с 1881 года для укрепления оборотов предприятия Бенке начал организовывать товарищество, в которое предложил войти крупнейшим самарским купцам-миллионщикам.

29 декабря 1881 года проект «Товарищества…» был одобрен самарским губернатором Александром Дмитриевичем Свербеевым. В товарищество, организованное по Высочайшему разрешению от 18 октября 1882 года, вошли все авторы проекта устава и самарский купец Фёдор Гаврилович Углов. Бенке и сам участвовал на паях в товариществе, которое действовало в 1882—1886 гг. Во главе «Товарищества…» встало Правление (директора: Бенке, купцы Константин Иванович Курлин и Фёдор Гаврилович Углов). В Ревизионную комиссию вошли купцы Иван Львович Санин, Георгий Иванович Курлин и Антон Николаевич Шихобалов. Бенке сохранял лидирующие позиции в управлении предприятием, оставаясь и кассиром «Товарищества…». С 1882 по 1884 год стоимость ежегодной продукции возросла на 600000 рублей серебром, а количество рабочих увеличилось до 250 человек.

По всей вероятности, под влиянием Павла Михайловича Журавлёва (отца А. П. Курлиной), младшего брата рыбинского Журавлёва, завод стал менять профиль, обратясь к судостроению.

13 мая 1885 года состоялись торжества по случаю спуска на воду первого парохода, получившего название «Первый». На них присутствовали самарский губернатор Александр Дмитриевич Свербеев, именитые граждане, духовенство и, разумеется, сам хозяин парохода — купец Фёдор Гаврилович Углов. «Самарские губернские ведомости» рассказали об этом событии:

21 января 1888 года медно-чугунно-литейный завод Бенке и К° перешел в собственность коммерции советника Павла Михайловича Журавлева.

В 1895 году на берегу Волги был возведен основной производственный корпус, сразу значительно увеличивший производственную мощность завода.

В дальнейшем завод расширил программу общего машиностроения, строил локомобили, котлы, молотилки и т. д. К моменту своей ликвидации

В 1911 году завод производил мукомольное оборудование, трансмиссии, подшипники, котлы.

Советская власть получила в наследство лишь изношенные темные, хаотически расположенные пустые здания бывшего завода, так как его оборудование было распродано владельцами еще в 1911 г.

С 1918 по 1923 годы на месте завода существовала ремонтная мастерская (ремонт автомобилей и тракторов), которая постепенно пополнялась собранными из разных мест станками и переходила к общему машиностроению: изготовление веялок ремонт пароходов и изготовление судовых механизмов простейших типов.

Станкостроение на этом заводе возникло лишь в 1926... 1927 годах при освоении производства простейших моделей токарного станка с высотой центров 155 мм (типа Хемницкой самоточки) и сверлильного станка колонного типа для сверления отверстий диаметром до 40 мм

Первым выпущенным станком на предприятии был токарно-винторезный станок модели ТВ-155 конструкции завода Московский станкостроительный завод Красный пролетарий.

Таким образом, завод в первом пятилетии имел сравнительно узкую программу, включающую в основном два типа станков.

Конечно, освоение такого небольшого типажа станков не свидетельствовало о развитой специализации завода. Завод просто не мог из-за неподготовленности своих конструкторских и рабочих кадров и из-за изношенности оборудования производить другие типы станков. Попытки освоения на заводе производства токарных станков с высотой центров 250 мм кончились неудачей.

Одновременно на заводе происходило постепенное свертывание нестаночной продукции, удельный вес которой уже к 1929/30 г. был доведен до 26%.

Завод снабжал простыми токарными станками ремонтные мастерские и ФЗУ.

Вопросы дальнейшего развития завода упирались в необходимость его реконструкции и расширения.

В декабре 1923 года ряд ремонтных и механических мастерских Самары вошел в состав завода, вследствие чего он стал называться - Механический завод.

В 1931 г. сверлильные станки для сверления отверстий диаметром 40 мм были сняты с производства.

В конце первой пятилетки завод начал обновление своего станочного парка путем пополнения его импортными и отечественными станками, расширил площади механосборочного и литейного цехов, построил новую кузницу.

Одновременно в 1931 г. на заводе была проведена конструкторская и технологическая подготовка к производству.

1934 год. На заводе создан оригинальный токарно-винторезный станок модели СП-162 . Число скоростей - 8, число оборотов шпинделя в минуту - от 24 до 482. На станке впервые был установлен индивидуальный электродвигатель мощностью в 1,5 кВт.

В 1935 году завод первым в СССР изготовил резьбофрезерный станок модели 561, а с военного 1941 года приступает к выпуску целой гаммы резьбофрезерных полуавтоматов: 5А63, 5А64, 5М63, 5М64.

1937 год. Завод окончательно перешел на выпуск станков и по решению Правительственной комиссии официально введен в число действующих станкостроительных предприятий. В том же году завод вышел победителем всесоюзного соревнования по отрасли.

До 1945 года завод именовался - Станкостроительный завод им. ЦК Машиностроения.

Во время Великой Отечественной в первые же месяцы войны завод освоил выпуск модификации станка СП 162-ВУ для нужд фронта. В годы войны завод освоил выпуск токарно-винторезного станка 1615 и вскоре модернизировал его, доведя скорость шпинделя до 1000 оборотов в минуту.


Послевоенные годы

В 1948 году была завершена организация поточного производства станка 1615. Для производства каждой из 18 подгрупп деталей (всего 428) была создана поточная линия. Так было положено начало поточному производству станков на заводе.

В 1949 году начат серийный выпуск токарно-винторезного станка 1616. Количество скоростей - 12, число оборотов в минуту - до 1980, мощность двигателя - 4,5 кВт.

В 1951 году завод впервые начал выпускать станки для экспорта.

С 1958 года ведется серийный выпуск гаммы шлицефрезерных полуавтоматов моделей 5350, 5350А, 5350Б, 5350В.

В 1956 году было отправлено в различные зарубежные страны 439 станков. А в 1969 году число станков на экспорт удвоилось.

В 1957 году начат серийный выпуск токарно-винторезного станка модели 1а616. Выпущена самая крупная по сравнению с другими серия этих станков.

В 1958 году завод изготовил наибольшее число опытных образцов новых моделей станков - 13.

В 1960 году на заводе был освоен выпуск первого в стране токарно-винторезного станка особо высокой точности модели 1В616. Этому станку одному из первых в стране присвоен государственный Знак качества. Это было первое изделие в Куйбышевской области, удостоенное такой высокой оценки.

В октябре 1964 года на заводе был изготовлен 100-тысячный станок. Им оказался токарно-винторезный станок модели 1А616. Он установлен в инструментальном цехе завода.

В 1969 году на заводе впервые начат серийный выпуск токарного станка с числовым программным управлением модели 1А616Ф3, предназначенного для токарной обработки всевозможных тел вращения по замкнутому автоматическому циклу.

С 1970 года серийно выпускается токарно-винторезный 16Б16, токарно-винторезный станок повышенной точности 16Б16П, токарно-винторезный станок с автоматической коробкой передач повышенной точности 16Б16КП и станок особо высокой точности 16Б16А, предназначенный для финишных операций токарной обработки.

В 1973 году одновременно начат серийный выпуск токарного станка с числовым программным управлением модели 16Б16Ф3 и токарного патронного полуавтомата с числовым программным управлением модели 1П717Ф3.

В 1991 году начат серийный выпуск токарного патронного полуавтомата с числовым программным управлением модели 1716ПФ3.





Наши дни

Средневолжский станкозавод обладает всеми технологическими компетенциями для производства высокоточных токарных станков. Станочный парк завода насчитывает более 200 единиц технологического оборудования, которое позволяет выполнять высокоточные обработки крупногабаритных литейных заготовок, зубообработку, финишные сверхточные операции шлифования поверхностей шпинделей, валов, зубчатых передач, высокоточные расточные операции. Все механические узлы станков, включая станину, шпиндельный узел, суппорт, задняя бабка производятся непосредственно на мощностях Средневолжского станкозавода.

Для обеспечения необходимой точности и ее долговременного сохранения все базовые детали станков подвергаются различным стабилизациям геометрических размеров (естественного и искусственного старения), направляющие станин из высококачественного чугуна термически обрабатываются на установках ТВЧ. Ответственные детали станков (шпиндели, пиноли, ходовые винты, шестерни и др.) изготовленные из легированных сталей подвергаются различным методам термообработки, в том числе ионной и газовой азотации, нитро и ионной цементации и др.

При изготовлении ответственных и базовых деталей широко применяются сверхточные шлифовальные, зубошлифовальные и резьбошлифовальные станки, а также другое прогрессивное оборудование. Имеющаяся на заводе метрологическая служба, использующая в своем арсенале прогрессивные контрольные приборы, например, лазерные интерферометры, профилометры, различные типы микроскопов, приборы измерения твердости и др. способствуют обеспечению стабильного качества изделий.

При сборке и монтаже выпускаемой продукции заложен основной принцип – поузловая и стендовая сборка с большим объемом обкатки собранных узлов. С целью снижения шума и виброактивности узлы привода главного движения и отдельные детали подвергаются динамической балансировке. Готовые станки проходят испытания на надежность, жесткость и обкатку под нагрузкой (резание).

В 2014 году начало совместной деятельности с ГК «Росатом» на закрытом производстве в городе Заречный Пензенской области на территории ПО «Старт» им. М.В. Проценко ( https://www.startatom.ru/).

"На первых порах это было непросто. Но наша совместная работа со «Стартом» дала очень большой простор в действиях и проложила уверенный вектор развития, чего Средневолжскому станкозаводу как раз не хватало.

Сейчас мы работаем по кооперационной схеме. У нас есть разделительная ведомость, по которой мы определились, какую номенклатуру деталей выпускаем именно мы. Для одного станка, к примеру, мы производим тысячу номенклатурных единиц.

Разделение функционала с ПО «Старт» дает нам возможность сконцентрироваться на тех направлениях, которые мы себе оставили в рамках своих компетенций. И в то же время наши партнеры из Производственного объединения «Старт» развивают свою производственную площадку. С точки зрения производства это достаточно серьезная кооперация. Завод «Старт» взял на себя обработку стали и высокоточной механики, изготовление всей шпиндельной группы станков с ЧПУ. Мы же делаем все крупногабаритные корпусные детали. Иначе говоря, все, что связано с обработкой чугуна, остается за нами. Но мы оставили за собой реализацию продукции, весь маркетинг и инжиниринг. Все вышеперечисленное для нас – это новый этап развития. И он позволяет нам решить достаточно серьезные вопросы с точки зрения инвестиций"
.


По решению областного арбитражного суда завод утратил землю на ул. Красноармейской. Производство станков сосредоточилось на территории посёлка Шмидта (Запанской) ул. Набережная реки Самары, д. 1.

После того как предприятие съехало, помещения в здании (по улице Куйбышева и Красноармейской) начали сдавать в аренду. До последнего времени здесь работал торговый центр «Струковский».

Теперь в бывших помещениях завода будет Центр труда и отдыха Станкозавод - офисы IT-компаний, конференц-залы, студии аудиозаписи и видеопродакшна, шоу-румы, выставочные пространства, гастропабы и различные площадки для мероприятий. Всё это будет занимать четыре этажа, цоколь и площадку на крыше. Общая площадь - около 7 тысяч квадратных метров.


Краткая справка


Краткая справка


Краткая справка



Средневолжский станкостроительный завод СВСЗ

Бывшее здание завода на улице Куйбышева


Средневолжский станкостроительный завод СВСЗ

Бывшее здание завода на улице Красноармейской


Средневолжский станкостроительный завод СВСЗ

Центр труда и отдыха Станкозавод, улица Куйбышева, 128


Средневолжский станкостроительный завод СВСЗ

СВСЗ, Набережная Самары 1 на территории посёлка Шмидта (Запанской)


Средневолжский станкостроительный завод СВСЗ

Средневолжский станкостроительный завод СВСЗ



Продукция Средневолжского станкостроительного завода СВСЗ


Главная   О компании   Новости   Статьи   Прайс-лист   Контакты  
Справочная информация   Скачать паспорт   Интересное видео   Производители