История возникновения и становления станкостроительной отрасли в СССР

В 1929-1930 годах в результате специальных правительственных мероприятий были созданы организационные предпосылки, необходимые для планового развития в СССР специализированной станкостроительной промышленности.

29 мая 1929 года - образование «Станкотреста» и явилось датой официального создания самостоятельной отрасли станкостроение.

В 1930 году на основе объединения станкостроительных и инструментальных трестов учреждено Государственное всесоюзное объединение станкоинструментальной промышленности «Союзстанкоинструмент».

Для подготовки специалистов открыт Московский станкоинструментальный институт (Станкин); организованы станкостроительные факультеты при МВТУ им. Н. Э. Баумана и Ленинградском политехническом институте им. М. И. Калинина.

В целях создания научной и экспериментальной базы для развивающегося станкостроения в 1931 году в Москве был создан НИИ станков и инструментов переименованный в 1933 в ЭНИМС (Экспериментальный научно-исследовательский институт металлорежущих станков).

Впервые в СССР и в Европе ЭНИМС в 1934 году разработал агрегатные многошпиндельные станки. Реконструкция действующих предприятий и строительство новых позволили увеличить производственные мощности по выпуску металлорежущих станков в годы 1-й пятилетки (1929-1932) в 2,5 раза. За годы 2-й пятилетки (1933-1937) число станкостроительных заводов увеличилось в 1,8 раза, а выпуск станков возрос более чем в 2 раза.

В данной статье приводится история завода Красный Пролетарий, выпускающего станки токарно-винторезные центровые, вертикальные многошпиндельные, специальные токарные для автомобильной, авиационной, нефтегазодобывающей и других отраслей промышленности, и, также, особо точные токарные станки.

Основание завода

Завод был основан в 1857 году. Начало заводу положила мастерская, открытая в Замоскворечье, на Щипке, сыновьями служащего Ивана Бромлея - англичанина, принявшего русское подданство выходца из Ганновера - Эдуардом Ивановичем (род. 1830) и Фёдором (Фридрих) Ивановичем (род. 1838). Первой продукцией, выпускавшейся на заводе, были топоры, пилы, молотки, серпы и косы. В деревянном сарае на Щипке были установлены токарный станок с ручным приводом, кузнечный горн и слесарный верстак.

В 1863 ручной привод в мастерской заменен 12-сильной паровой машиной, количество работающих увеличилось к этому году до 100 человек. В 1864 у Калужской заставы братья Бромлей приобрели участок земли площадью 10,5 га, на котором расположен двухэтажный каменный корпус и небольшой деревянный дом. А в 1865 году владельцы завода ходатайствуют перед московским генерал-губернатором о разрешении на постройку новых зданий.

В 1864 году Бромлеи для расширения производства приобрели у Калужской заставы напротив Нескучного сада земельный участок площадью 10,5 га, где к началу 1870-х годов возвели два больших двухэтажных корпуса. В 1878 году были построены сборочные мастерские.

К 1870 году на заводе работало уже около 500 человек. Завод стал производить строгальные станки для своих механических мастерских. На Всероссийской промышленной выставке в Санкт-Петербурге в этот год сверлильные и строгальные станки производства этого завода были удостоены золотой медали. А в 1872 заводские станки по обработке металла получают серебряную награду на Московской промышленной выставке.

К 1882 году на заводе был расширен выпуск разнообразных моделей – выпускались токарные станки для обточки вагонных колес, расточные, сверлильные и строгальные станки. На Всероссийской художественно-промышленной выставке продукция завода была широко представлена и отмечена высокой наградой - Государственным гербом. Братья Бромлей начинают получать крупные заказы на поставку оборудования для мастерских на строящейся Великой Сибирской магистрали, что требовало расширения производства, постройки новых корпусов для литейного и механического цехов.

К концу XI века завод располагал производственной площадью 15 тысяч квадратных метров, 350 металлорежущими станками, 70 подъемными кранами, 3 паровыми машинами. Число рабочих достигло 1100 человек. Кроме станков, завод начал изготовлять паровые машины до 12 лошадиных сил для крестьянских мельниц с рассрочкой платежа на 2-3 года, выпускал технику для лесопилок. В это же время завод акционируется, главным пайщиком становится Русский банк для внешней торговли, но при этом братья Бромлей остались совладельцами завода. Акции "Общества механических заводов Бромлей" высоко котировались на биржах. Новое правление предприятия также начало проводить техническое перевооружение, размещать крупные заказы за границей.

На Всемирной выставке в Париже в 1900 году паровая машина тройного расширения, с помощью которой приводились в движение экспонаты одного из разделов выставки, удостоилась Большой Золотой медали.

Московский станкостроительный завод в начале XX века

В 1904 году был освоен выпуск насосов с керосиновыми двигателями, которыми оснащался нефтепровод Баку-Батуми.

В 1910 году завод увеличивает объемы производства за счет выполнения заказов, поступавших от железных дорог, а также за счет растущего спроса на двигатели.

Собрание акционеров в 1913 году поддержало предложения Правления общества о выпуске дополнительного количества акций и новой реконструкции завода. Было также намечено сократить номенклатуру продукции и создать мощности для выпуска тяжелых металлорежущих станков.

В 1914 году завод переключается на работу для нужд обороны. Основной продукцией становятся станки для обработки снарядов, шанцевый инструмент и двигатели. Количество рабочих приблизилось к 3 тысячам.

В 1917 году "Общество механических заводов братья Бромлей" попадает в сложное положение – оборудование нуждалось в замене, на банковском счету денег фактически не было, завод работал с перебоями. Численность рабочих к лету 1917 года сокращается до 1914 человек. Рабочие завода участвуют в Октябрьских вооруженных боях.

В ноябре 1918 года Московский машиностроительный завод братьев Бромлей национализируется и получает новое название Государственный машиностроительный завод №2 и включен в состав предприятий, подчиненных Высшему Совету Народного Хозяйства (ВСНХ).

В 1919 году завод перешел на самообеспечение металлом и электроэнергией. В цехах были установлены дополнительные двигатели, вырабатывающие электроэнергию. Но завод переживает тяжелое для всей страны время – из станочного парка используется лишь треть. Численность рабочих сократилась до 800 человек. А к 1921 году на заводе остается около ста человек.

в первом полугодии 1921 г. «Бромлей» изготовил всего 11 металлорежущих станков, в том числе:

В 1922 году по просьбе рабочих получил название Красный пролетарий.

В период восстановления 1918..1926 годы завод «Бромлей» выпускал довоенную номенклатуру изделий «Бромлей». Осваивается выпуск лесопильных и обрезных машин. Начинается реконструкция с переходом на поставки литья с других заводов.

Вопросы специализации завода «Красный пролетарий» разрабатывались, начиная с 1925 г., в тесной связи с вопросами общей реконструкции завода.

К 1926 году был достигнут довоенный уровень производства, началось строительство новых цехов. Завод стал специализироваться на выпуске металлорежущих станков и двигателей внутреннего сгорания.

Проектируются универсальные токарные станки ТН-10, ТН-15, ТН-20. В цехах работают уже 1163 человека.

На станках ТН-15, ТН-20 выпуска 1923 года имелся ступенчатый шкив плоскоременной передачи, сплошной шпиндель, механизм подачи со сменными зубчатыми колесами и небольшой коробкой передач. ТН-20 приводился в действие трансмиссией от общецехового двигателя и имел мощность 3,2 кВт.

В 1930 году было принято решение о разработке нового станка токарного, стандартного, сокращенно ТС. Несколько позже его переименовали в ДИП – «Догоним и перегоним», по главному лозунгу первой пятилетки. В качестве прототипа был избран токарно-винторезный станок немецкой фирмы VDF. ДИП-200 был вдвое мощнее станка ТН-20.

Главный привод осуществлялся от отдельного электродвигателя мощностью 5,6 кВт. ДИП мог давать от 12 до 600 оборотов в минуту, что подходило для очень широкого спектра операций. Станок лучше всего подходил для мелкосерийного производства, ремонтных и инструментальных мастерских, которые имелись на всех заводах. В апреле 1932 года началась подготовка выпуска первой партии станков ДИП.

Станок ДИП отличался от своих предшественников:

  1. компактностью конструкции;
  2. большим количеством чисел оборотов шпинделя и подач;
  3. системой переключения чисел оборотов путем передвижения шестерен по шлицевым валам;
  4. установкой рабочих валов в опоры с роликовыми и шариковыми подшипниками;
  5. качеством шестерен, изготовленных из высококачественной стали;
  6. возможностью быстрого выключения подачи суппорта при работе;
  7. высокой степенью точности обработки.

25 апреля 1932 года был собран и опробован первый советский ДИП. К концу 1932 года было выпущено 25 ДИПов.


Создание отечественного станкостроения как самостоятельной отрасли может и должно быть отнесено к периоду осуществления первого пятилетнего плана (1927/28—1932 годы).

В этот период станкостроительные заводы получили свою специализацию, был проведен первый тур их реконструкции, был построен и введен в эксплуатацию ряд новых станкозаводов, начали формироваться кадры рабочих, специалистов, конструкторов, технологов и исследователей станкостроения

Немецкий токарно-винторезный станок фирмы VDF модель Е2-V8 - прототип ДИП-200 (1Д62, ДИП-20)

Высота центров - 220мм., РМЦ - 1200мм., внутренний диаметр шпинделя 60мм. Двигатель - 4 кВт, 380в., электрика оригинальная - двигатель AEG, коммутация Siemens. Общая длинна - 3м., масса 2т. Конуса: в шпинделе КМ6, в задней бабке - КМ4.

Немецкий универсальный токарно-винторезный станок фирмы VDF модель Е2-V8 - прототип ДИП-200 (1д62, ДИП-20)

Немецкий токарный станок фирмы VDF модель Е2

Немецкий универсальный токарно-винторезный станок фирмы VDF модель Е2-V8 - прототип ДИП-200 (1д62, ДИП-20)

Немецкий токарный станок фирмы VDF модель Е2


Фото первой модели токарно-винторезного станка ДИП-200 в музее автозавода ЗИЛ

Фото первой модели токарно-винторезного станка ДИП-200


В 1933 году производство дизелей передается в Воронеж, станков ТН-15 – на Средневолжский станкостроительный завод. Ежемесячный выпуск станков доходит до 300 штук.

В 1934 году осваивается выпуск станков ДИП-300, ДИП-400, ДИП-500. Впоследствии производство этих станков было передано на Рязанский станкостроительный завод. Производство станка ДИП-500 было, также, передано на Коломенский завод тяжелых станков КЗТС.

В 1935 году ставится новая задача – создать производство вертикальных полуавтоматов, мелкосерийное производство которых началось три года спустя.

В 1937 году в ЭНИМС был разработан типаж (номенклатура типов и размеров) станков и принята единая система условных обозначений станков.

Обозначения по новой системе приобрели современный вид:

Но абревиатура ДИП-200, ДИП-300 сохранилась и по сей день - для обозначения токарного станка с высотой центров над станиной равной или близкой 200 мм, 300 мм.


В начале 1942 года часть оборудования возвращается в Москву, и в апреле изготовлены первые 25 станков, в августе — 205, в октябре — 240. За год выпущено 1442 станка. И это одновременно с выпуском мин (в среднем до 75 тысяч в месяц). Во время войны было спроектировано и выпущено 14 новых типов станков для авиационных, артиллерийских и танковых заводов.

В 1944 году впервые в мировой практике станкостроения на заводе внедрена конвейерная сборка станков. Выпуск доводится до 500 штук в месяц.



Московский станкостроительный завод Красный пролетарий в послевоенные годы

В послевоенные годы создаются тяжелые токарные станки для обточки вагонных и паровозных осей. Оказывается содействие Рязанскому и Тбилисскому станкозаводам в освоении станков. Завод также налаживает конвейерное производство детских колясок.

В 1948-1953 годы завод переходит на выпуск станка 1А62, создаются специальные станки по обработке дисков и лопаток авиационных турбин, проектируются и изготавливаются автоматические линии по производству каркасов железобетонных колонн, применяемых в массовом жилищном строительстве.

В 1949 году без остановки производства осуществлен переход на поточное производство токарного станка 1А62. Наряду с выпуском серийных станков коллектив завода освоил производство прецизионных станков, вертикальных многошпиндельных полуавтоматов.

Внедрение на машиностроительных заводах скоростного резания потребовало от станкостроения выпуска новых моделей высокооборотных станков. Коллектив конструкторов завода «Красный пролетарий» в течение ряда лет работал над созданием новых конструкций быстроходных универсальных токарно-винторезных станков.

1950 год был завершен выпуском станка 1620 с высотой центров 225 мм и бесступенчатым регулированием оборотов шпинделя.

Этот станок был спроектированы с учетом требований, предъявляемых к станкам промышленностью, и отвечал задачам развития скоростных методов обработки металлов.

Станок модели 1620 универсального типа предназначался для инструментальных, ремонтных, экспериментальных цехов, лабораторий, а также для других потребителей; он являлся мощным и быстроходным станком, обеспечивающим получение деталей по 2-му классу точности с чистотой поверхности по 8-му классу.

Кроме работ, обычных для токарно-винторезных станков, на станке 1620 завода «Красный пролетарий» можно было выполнять копировальные работы по шаблону и образцу, обтачивать ступенчатые валики по упорам, нарезать архимедовы спирали.

По своим технико-экономическим показателям станок 1620 имел значительные преимущества по сравнению с существовавшими универсальными токарно-винторезными станками.

Широкий предел бесступенчатого изменения числа оборотов шпинделя (18..3000 в минуту) обеспечивал все виды токарно-винторезных работ от фасонного точения и нарезки различных резьб до высокоскоростной отделки легких сплавов. Это давало возможность повысить скорости резания и резко, сократить машинное время по сравнению со скоростями резания, допустимыми на существующих моделях станков аналогичного назначения.

С 1951 года завод носит имя А. И. Ефремова — министра станкостроения СССР в 1941—1949.

В 1954 году был изготовлен опытный образец станка 1К62, серийное производство которого было запущено в 1956 году.

В 1956 году завод перешёл на крупносерийный выпуск нового станка 1К62. За последующие 18 лет, в течение которых они изготавливались, было выпущено 202 тысячи таких станков.

В 1960 году начинается строительство корпуса вертикальных полуавтоматов.

В 1966-1970 годы освоен и запущен в серийное производство вертикальный восьмишпиндельный полуавтомат модели 1К282, выпущен целый ряд принципиально новых моделей специальных станков, освоено также серийное производство станков с числовым программным управлением.

В 1971 году была изготовлена опытная партия станков 16К20, в 1972 году на Лейпцигской ярмарке станок 16К20 был удостоен золотой медали.

В 1972-1973 годы проводилась реконструкция завода в связи с выпуском новой модели станка 16К20. Осваивается серийное производство этих станков, на базе этого станка создаются станки с ЧПУ и различные специальные станки. К концу года с конвейера сходит до 1000 таких станков в месяц. На экспорт отправляется около 10 процентов.

На заводе имеется 3 вида производства:

В 1973 году объём реализованной продукции увеличился по сравнению с 1960 почти в 3 раза. Значительное количество станков экспортируется в социалистические и капиталистические страны. Завод участвует в международных выставках, имеет дипломы и медали.

В 1976 в состав Московского производственного объединения «Красный Пролетарий» вошел Гомельский завод станочных узлов, который поставлял коробки подач и фартуки к универсальным токарным станкам 16к20. В 1991 году ГСЗУ вышел из объединения и начал самостоятельно производить универсальные токарные станки ГС526 - полный аналог 16к20.

В 1983 году на заводе был осуществлен переход на серийный выпуск станков с ЧПУ. Началась их сборка на конвейере. А к 1985 годовой выпуск станков с ЧПУ был доведен до 5600 штук.






Московский станкостроительный завод Красный пролетарий в наши дни

В 1991 году падает спрос на станки с ЧПУ и происходит постепенный возврат к производству на заводе универсальных станков типа МК6056.

В 1992 году завод был реорганизован в акционерное общество открытого типа.

В 1993 году производство станков сокращается, количество работников уменьшается до 4373. В 1994-1997 гг. кризис нарастает. За 1994 г. было выпущено всего 1187 станков, в 1995 г. – 888, а в 1996 г. – лишь 350. Численность рабочих сократилась до 1653 человек в 1996 г.

В 1999 году завод перебазируется в Новые Черемушки, перевезено почти 300 единиц лучшего, наиболее работоспособного оборудования. Конструктора и технологи получили новые рабочие места на базе современных персональных компьютеров. Развернуты работы по внедрению системы управления качеством на основе международных стандартов. Выпущено 99 станков, в том числе 1 с ЧПУ. В 2000 году было закончено перебазирование производства и концентрация его в Новых Черемушках. В этот год было выпущено 164 станка, в том числе 30 с ЧПУ. Выручка от реализации основной продукции увеличилась вдвое. Возросла численность основных рабочих.

К 2001 году выпуск станков увеличился на 50 процентов. Завод обеспечил почти четвертую часть внутреннего рынка страны по токарным станкам. Началось возрождение прецензионного направления. На выставке "Машиностроение" в Сокольниках было показано четыре станка, каждый из которых либо содержал новинку, либо сам по себе был новинкой.

В 2011 году завод "Красный пролетарий" прекратил выпуск станков.


Территория завода Красный пролетарий

Московский станкостроительный завод «Красный пролетарий» им. А.И.Ефремова расположен в престижнейшем районе Москвы по адресу Малая Калужская ул., д. 15, занимает недвижимость общей площадью 106 104 кв. м, расположенной на территории 12,41 га, и стоит по разным оценкам около $250..300 миллионов долларов.

Территория завода располагалась в Донском районе – одном из уникальных и старейших уголков столицы, между Садовым и Третьим транспортным кольцами, в непосредственной близости от трассы Ленинского проспекта и станций метрополитена «Октябрьская», «Шаболовская», «Ленинский проспект» и «Тульская».

Еще в середине восьмидесятых годов прошлого столетия производственные мощности завода стали постепенно выноситься на территорию его филиала, расположенного в Юго-Западном округе Москвы на улице Бутлерова.

К концу XX века «Красный пролетарий» полностью переехал на территорию своего филиала, а земля на Малой Калужской улице была передана дочернему предприятию завода – ЗАО «Влакра».

На волне расцвета противостояний за имущественные комплексы столицы, объекты подобные «Красному пролетарию» стали желанной добычей для набирающих обороты рейдерских компаний.

Ряд экспертов указывают на то, что территория «Красного пролетария» пригодна как для сдачи в аренду так и для строительства жилья. «На территории завода наиболее перспективно строительство жилья бизнес-класса. Участок вблизи от метро, в доступности от Ленинского проспекта, но при этом автономен от крупных транспортных магистралей»,– отмечает старший консультант отдела консалтинга Knight Frank Игорь Роганович.

21 мая 2010 г. прошло собрание акционеров ЗАО «Влакра». К тому времени 50% акций ЗАО «Влакра» принадлежало кипрской компании NBI Trading Ltd., подконтрольной Инвестиционной компании «А1» (Инвестиционное подразделение "Альфа-групп"). Собрание приняло решение о ликвидации ЗАО «Влакра» и его реорганизации путем присоединения к ОАО «РН Влакра».

На основании этих решений NBI Trading Ltd. оценивает потенциальные убытки всех иностранных совладельцев компании в сумму, превышающую 100 миллионов долларов.

В настоящее время территорией завода Красный пролетарий владеют Инвестиционное подразделение "Альфа-групп" "А1" и государственная компания "Роснефть" (Rosneft Investments Limited).


Краткая справка



Краткая справка


Московский станкостроительный завод Красный пролетарий

Московский станкостроительный завод Красный пролетарий. Малая Калужская 15


Московский станкостроительный завод Красный пролетарий

Городская усадьба Шервудов - контора завода «Красный пролетарий», архитектор Н.Д.Бутусов, постройка 1911 года.


Московский станкостроительный завод Красный пролетарий

Московский станкостроительный завод Красный пролетарий. Здания на Малой Калужской 15


Московский станкостроительный завод Красный пролетарий

Московский станкостроительный завод Красный пролетарий. Здания на ул. Бутлерова 17


Московский станкостроительный завод Красный пролетарий

Бизнес центр на ул. Бутлерова 17 (корпуса завода Красный пролетарий)


Эволюция серии токарно-винторезных станков ДИП-200, 1а62, 1к62, 16к20, МК6056

В 1930 году на Московском станкостроительном заводе "Красный пролетарий" было принято решение о разработке нового станка токарного, стандартного, сокращенно ТС. Несколько позже его переименовали в ДИП-200 – Догоним И Перегоним, по главному лозунгу первой пятилетки, где 200 - высота центров над станиной. В качестве прототипа был избран токарно-винторезный станок немецкой фирмы VDF. В апреле 1932 года началась подготовка выпуска первой партии станков ДИП-200.

25 апреля 1932 года был собран и опробован первый советский универсальный токарно-винторезный станок с коробкой скоростей - ДИП-200. К концу 1932 года было выпущено 25 ДИПов.

В 1934 году осваивается выпуск станков ДИП-300, ДИП-400, ДИП-500. Впоследствии производство этих станков было передано на Рязанский станкостроительный завод. Производство станка ДИП-500 было, также, передано на Коломенский завод тяжелых станков КЗТС.

В 1937 году в ЭНИМС был разработан типаж (номенклатура типов и размеров) станков и принята единая система условных обозначений станков. По новой системе обозначений первый ДИП-200 стал называться 1Д62. Но абревиатура ДИП-200 сохранилась и по сей день - для обозначения токарного станка с высотой центров над станиной равной или близкой 200 мм.

В 1940 году завод выпустил станок 162К (26А) - один из вариантов ДИП-200.

В 1945 году завод переходит на выпуск модернизированного станка ДИП-200 (ДИП-20М, 1д62м).

В 1948 году завод переходит на выпуск станка 1А62.

В 1949-1953 году без остановки производства осуществлен переход на поточное производство токарного станка 1А62. Также в разные годы выпускались: 1620, 1Б62, 1м620, 1622.

В 1954 году был изготовлен опытный образец станка 1К62, серийное производство которого было запущено в 1956 году.

В 1956 году завод перешёл на крупносерийный выпуск нового станка 1К62. За последующие 18 лет, в течение которых они изготавливались, было выпущено 202 тысячи таких станков.

Выпускались модификации, изготовленные на базе токарно-винторезного станка 1к62: 1к625, 1к620 с вариатором, 1к62Б повышенной точности и др.

В 1971 году была изготовлена опытная партия станков 16К20, в 1972 году на Лейпцигской ярмарке станок 16К20 был удостоен золотой медали.

В 1972—1973 проводилась реконструкция завода в связи с выпуском новой модели станка 16К20. Осваивается серийное производство этих станков. К концу года с конвейера сходит до 1000 таких станков в месяц. На экспорт отправляется около 10 процентов.

На основе базовой модели токарно-винторезного станка 16К20 было изготовлено множество модификаций, в том числе: 16К25, 16К20М, 16К20П, 16К20В, 16К20Г, 16К20К, 16К20Ф1, 16К20ПФ1, 16К20ВФ1.

Станки с ЧПУ 16К20Ф3, 16К20Ф3С32, 16А20Ф3, 16К20Т1 и др.

Производство станка модели 16к20 прекращено в середине 80-х, на смену ему пришла модель токарно-винторезного станка МК6056, МК6057, МК6758.




Станки выпускаемые заводом Московский станкостроительный завод Красный пролетарий им. А.И. Ефремова в разное время


Московский станкостроительный завод Красный пролетарий. Видеоролик






Связанные ссылки. Дополнительная информация




Главная   О компании   Новости   Статьи   Прайс-лист   Контакты  
Справочная информация   Скачать паспорт   Интересное видео   Производители