Schaublin 102vm Станок токарно-винторезный высокой точности
паспорт, руководство, схемы, описание, характеристики
Сведения о производителе токарно-винторезного универсального станка Schaublin 102 vm
Токарно-винторезный универсальный станок модели Schaublin 102vm выпускался предприятием Shaublin (Шоблэн), основанным в 1915 году, Швейцария, город Bevilard.
Станки фирмы Schaublin поставляются в СССР и Россию с 1970 года.
Гамма станков фирмы производителя достаточно широка: токарные, фрезерные и шлифовальные станки высокой точности от настольных и универсальных до обрабатывающих центров с ЧПУ и приводным инструментом.
Станки, выпускаемые в Швейцарии
- Mikron WF2 - станок универсальный фрезерный инструментальный 200 х 630
- Mikron WF3 - станок универсальный фрезерный инструментальный 270 х 1035
- Schaublin 13 - станок фрезерный широкоуниверсальный прецезионный 210 х 700 (200 х 630)
- Schaublin 53 - станок фрезерный широкоуниверсальный прецезионный 255 х 1100
- Schaublin 102VM - станок токарно-винторезный Ø
- Schaublin 120VM - станок токарно-винторезный Ø 250 х 600
- Schaublin 125 - станок токарно-винторезный Ø 270 х 500
- Schaublin 135 - станок токарно-винторезный Ø 315 х 630
- Schaublin 150 - станок токарно-винторезный Ø 340 х 630
Schaublin 102vm Станок токарно-винторезный высокой точности. Назначение, область применения
Токарно-винторезный станок Schaublin 102 vm предназначен для выполнения различных токарных работ и нарезания метрической, модульной, дюймовой резьб. Обрабатываемые детали устанавливаются в центрах или патроне.
Принцип работы и особенности конструкции станка Schaublin 102VM
Токарно-винторезный станок является высокоточным, инструментального класса, изготовлен из очень качественных материалов.
Токарно-винторезная версия токарного станка 102, впервые представлена в 1930-х годах. В послевоенный период было выпущено около 3750 Schaublin 102 vm, последняя машина была выпущена в 1975 году.
Высота центра составляет 102 мм, расстояние между центрами 450 мм.
Эти станки, как и все токарно-винторезные станки Schaublin, не только великолепно сделаны, но и очень сложны.
Станок получил обозначение 102-VM (Vis-Mére — буквально означает «материнский винт»), имел массивный центрально расположенный ходовой винт диаметром 40 мм, проходящий по всей длине станины, обеспечивающий как механическую подачу, так и функции нарезки.
Сама станина из закаленного чугуна имела столь же массивные пропорции и состояла из центрального трапециевидного сечения (тех же размеров, что и обычная станина 102), на котором располагались передняя и задняя бабки с передним приподнятым V и задним плоским для направления раздвижной каретки. Пара стальных крышек защищала пути от стружки и посторонних предметов.
Передняя бабка с задним зацеплением была доступна в исполнении W20 или W25 и имела ту же базовую конструкцию, что и обычная 102. То же самое относится и к задней бабке, за исключением того, что для VM была предусмотрена возможность смещения задней бабки для конусности.
Как и у простого 102, было сделано два типа задней бабки. До 1964 года машины имели ствол задней бабки, к которому крепилась чугунная поворотная рукоятка. В этих более ранних машинах использовалась собственная конусная головка Schaublin с углом наклона 2º. В более поздних машинах использовалась задняя бабка типа «волшебный глаз», которая использовалась на 70 и 102. Эти более поздние задние бабки имеют 2 гнезда с конусом Морзе.
На фартуке каретки находился маховик для ручного перемещения каретки с помощью реечной шестерни, а также три других органа управления: два, связанных с зацеплением и расцеплением гайки подающего винта (см. Ниже); и один для управления вращением подающего винта с помощью реверсивной коробки передач и однокулачковой муфты. Последний находился внутри сложной коробки передач, подвешенной к передней бабке станины (см. ниже).
Одна бронзовая гайка длиной 120 мм, зацепленная на треть окружности подающего винта для передачи функций подачи и нарезки на каретку. Гайка приводилась в зацепление с помощью рычага на передней части фартука, поднимающего и фиксирующего прочный рычаг (к которому была прикреплена гайка), подвешенный под станиной и вращающийся на задней части каретки. Этот рычаг также искусно сформировал масляный резервуар, обеспечивающий смазку гайки.
В то время как движение каретки как для нарезки, так и для подачи осуществлялось ходовым винтом и гайкой, коробка передач машины обеспечивала два разных способа вращения ходового винта. Для создания шага винтов ходовой винт приводился в движение от шпинделя передней бабки через редуктор с одним передаточным числом и сменные колеса. С другой стороны, для подачи ходовой винт приводился в движение от шпинделя передней бабки через клиновидный ремень и систему шкивов, расположенную за передней бабкой. Последний использовал червяк и колесо для передачи мощности от передней бабки к ведущему шкиву. Это уязвимая часть конструкции, и если ее неправильно закрепить или смазать должным образом, это может привести к сильному износу и повреждению. Использование ремней для привода подающего шнека не только снижает уровень шума, но позволяет гораздо быстрее выбирать скорость подачи с помощью четырехступенчатого набора шкивов. Набор шкивов также был реверсивным, что давало еще четыре скорости подачи.
Будь то в режиме нарезки или подачи, зацепление ходового винта и направление вращения контролируются однокулачковой муфтой и реверсивной передачей, входящей в состав коробки передач. Это приводится в действие рычагом на фартуке с тремя положениями: вперед, нейтраль и задний ход. Использование однокулачковой муфты позволяет нарезать винты без расцепления гайки ходового винта, а это означает, что резьба может захватываться инструментом каждый раз в одном и том же месте. Несколько любопытно, почему Шаублин не включил выбивные упоры для приведения в действие этого механизма, как это сделали Хардиндж и другие со своими машинами. Предусмотрены выбивные упоры, но они воздействуют на фиксирующий механизм гайки ходового винта, а не на механизм кулачковой муфты, что означает, что после отсоединения гайки ходового винта резьба не может быть зацеплена с какой-либо уверенностью.
102-VM, построенные до 1954 года, устанавливались на сборных стальных шкафах с чугунными поддонами для стружки, соединяющими две опоры стенда вместе. Более поздние шкафы, как и обычный 102, были цельнолитыми. На левом постаменте находились двигатель машины и промежуточный вал. Предлагался ряд конфигураций привода от ручного переключения с плоским ремнем до привода с клиноременным вариатором (узнаваемым по большому маховику на левой опоре). Машины были оснащены трехфазными двухскоростными двигателями с одним напряжением, которые в сочетании с промежуточным валом и задней передачей передней бабки давали широкий диапазон скоростей. Кроме того, машины могут быть оснащены ножным сцеплением и тормозным промежуточным валом, что обеспечивает дополнительное удобство и безопасность.
Что касается аксессуаров, большинство из них для простого 102 были совместимы с 102-VM. Очевидными исключениями были каретки, но фрезерные приспособления и шлифовальные шпиндели были общим оборудованием для обоих станков. Одним из заметных исключений совместимости была разделительная насадка, которая для 102-VM существенно отличалась от таковой для простой 102 — очень редкий и желанный аксессуар.
Schaublin 102N-VM
В середине 70-х модель Schaublin 102-VM была полностью переработана, и, как и в случае с другими моделями линейки Schaublin, привлекательные изгибы машины уступили место угловатой грубости. 102N-VM (N для nouveau = новый ) был полным отходом от более ранней машины и, на мой взгляд, не совсем в лучшую сторону. Неизменными остались только трапециевидная часть станины и положение ходового винта. У кровати теперь были направляющие типа «ласточкин хвост» для каретки, а новая конструкция ставила под угрозу ход каретки, поскольку ее движению мешала передняя бабка. 102N-VM то время как ходовой винт остался в том же положении, способ зацепления гайки изменился на замковый (на фото слева — ходовой винт и фартук, вид снизу). Как и в более ранних машинах, были предусмотрены выбивные упоры для отключения гайки в режиме механической подачи, но в новую конструкцию не было включено однокулачковое сцепление. Вместо этого рычаг, расположенный справа от редуктора подачи (фото внизу слева), соединенный с тумблерным реверсивным механизмом, просто зацеплял и расцеплял зацепление шестерен с винтом подачи. Это могло быть выполнено во время работы станка, при этом «сбои» становились реальной проблемой только на высоких скоростях с большими подачами — в таких обстоятельствах расцепление гайки ходового винта было более безопасным подходом.
Одним из больших улучшений по сравнению с 102-VM, предлагаемым новой моделью, стало наличие коробки передач (справа). Этот аккуратный узел, установленный под передней бабкой в передней части станины, имел ременный привод от шпинделя и имел единственную регулировочную ручку с накаткой, обеспечивающую восемь скоростей подачи от 0,02 до 0,3 мм на оборот шпинделя. Скорость подачи можно было регулировать во время работы машины и подачи, что представляло собой огромный выигрыш в удобстве по сравнению с более ранней машиной.
Для нарезания резьбы редуктор подачи отключался и использовалась обычная сменная система. Однако ходовой винт по-прежнему был соединен со сменными колесами через тумблерный механизм, а отсутствие однокулачковой муфты означало, что во время операций нарезания винта передняя бабка не могла быть отключена от трансмиссии ходового винта. Вместо этого использовались сцепление и тормоз машины (если они были установлены) в сочетании с быстрым извлечением инструмента, а затем двигатель реверсировал, чтобы вернуть каретку в начало резьбы.
В то время как 102-VM был доступен только с передней бабкой с задним редуктором, для N-VM это было необязательным. Модель 102N-VM также предлагалась с широким выбором вариантов привода и монтажа. В частности, он был доступен не только в чугунном корпусе, но и в виде настольной машины с задним или нижним приводом. Предположительно, эта адаптируемость была принята для того, чтобы расширить рынок машин и обеспечить большую гибкость ценообразования. Однако без сцепления и тормоза, доступных только на станках, смонтированных на шкафу, нарезание резьбы, должно быть, было чрезвычайно нервным, особенно на станках без передней бабки с задним редуктором.
Габариты токарного станка Schaublin 102 vm
Габариты токарного станка Schaublin 102 vm
Габариты токарного станка Schaublin 102 vm. Смотреть в увеличенном масштабе
Фото токарно-винторезного станка Schaublin 102 vm
Фото токарно-винторезного станка Schaublin 102 vm
Фото токарно-винторезного станка Schaublin 102 vm. Смотреть в увеличенном масштабе
Фото токарно-винторезного станка Schaublin 102 vm
Фото токарно-винторезного станка Schaublin 102 vm. Смотреть в увеличенном масштабе
Фото токарно-винторезного станка Schaublin 102 vm
Фото токарно-винторезного станка Schaublin 102 vm. Смотреть в увеличенном масштабе
Фото токарно-винторезного станка Schaublin 102 vm
Фото токарно-винторезного станка Schaublin 102 vm. Смотреть в увеличенном масштабе
Фото токарно-винторезного станка Schaublin 102 vm
Фото токарно-винторезного станка Schaublin 102 vm. Смотреть в увеличенном масштабе
Фото токарно-винторезного станка Schaublin 102 vm
Фото токарно-винторезного станка Schaublin 102 vm. Смотреть в увеличенном масштабе
Фото токарно-винторезного станка Schaublin 102 vm
Фото токарно-винторезного станка Schaublin 102 vm. Смотреть в увеличенном масштабе
Фото токарно-винторезного станка Schaublin 102 vm
Фото токарно-винторезного станка Schaublin 102 vm. Смотреть в увеличенном масштабе
Фото токарно-винторезного станка Schaublin 102 vm
Фото токарно-винторезного станка Schaublin 102 vm. Смотреть в увеличенном масштабе
Фото токарно-винторезного станка Schaublin 102 vm
Фото токарно-винторезного станка Schaublin 102 vm. Смотреть в увеличенном масштабе
Шпиндель токарно-винторезного станка Schaublin 102 vm
Шпиндель токарно-винторезного станка Schaublin 102 vm. Смотреть в увеличенном масштабе
Фото токарно-винторезного станка Schaublin 102 vm
Фото токарно-винторезного станка Schaublin 102 vm. Смотреть в увеличенном масштабе
Установочный чертеж токарно-винторезного станка Schaublin 102 vm
Установочный чертеж токарно-винторезного станка Schaublin 102 vm. Смотреть в увеличенном масштабе
Schaublin 102vm/ 102n-vm Станок токарно-винторезный. Видеоролик.
Технические характеристики токарного станка Schaublin 102 vm
Наименование параметра | ТВ-125 | Schaublin 102VM | Schaublin 120VM | Schaublin 125 |
---|---|---|---|---|
Основные параметры станка | ||||
Класс точности | П, В | |||
Наибольший диаметр заготовки устанавливаемой над станиной, мм | 260 | 200 | 250 | 270 |
Наибольший диаметр заготовки устанавливаемой над суппортом, мм | 135 | 130 | 135 | 120 |
Наибольшая длина заготовки в центрах (РМЦ), мм | 600 | 450 | 600 | 500 |
Высота центров над плоскими направляющими станины, мм | 125 | 102 | 120 | 125 |
Шпиндель | ||||
Диаметр отверстия в шпинделе, мм | 25 | 20 | 25 | 32 |
Наибольший диаметр материала пропускаемый через цангу, мм | 17 | 19 | ||
Центр шпинделя по ГОСТ 13214-67 | Морзе 4 | Морзе 2 | ||
Конец шпинделя по ГОСТ 12593-72 | Камлок Д 1-2 | Камлок Д 1-2 | Камлок Д 1-3" | |
Число ступеней частот прямого вращения шпинделя | б/с 2 диапазона | |||
Частота прямого вращения шпинделя от вариатора, об/мин | 48..2300 | 50..1750 | 225..3000 | |
Торможение шпинделя | есть | есть | ||
Диаметр шкива и ширина ремня, мм | Ø 150 х 60 | Ø 75, 100, 125 х 32 | Ø 125 х 55 | |
Суппорт. Подачи | ||||
Наибольшее продольное перемещение суппорта, мм | 580 | 490 | 580 | 440 |
Наибольшее поперечное перемещение суппорта, мм | 170 | 110 | 170 | 130 |
Шаг ходового винта, мм | 4 | |||
Количество подач суппорта продольных | 8 | |||
Пределы подач суппорта продольных, мм/об | 0,012..0,240 | 0,025..0,5 | ||
Пределы подач суппорта поперечных, мм/об | 0,006..0,012 | 0,012..0,25 | ||
Пределы подач суппорта продольных и поперечных, мм/мин | 4..260 | |||
Шаги нарезаемых метрических резьб, мм | 0,2..12,7 | |||
Шаги нарезаемых модульных резьб, мод | 0,24..3 | |||
Шаги нарезаемых дюймовых резьб, ниток на дюйм | 2..24 | |||
Скорость быстрых перемещений, мм/мин | нет | нет | ||
Механизм подач для нарезания резьбы | ||||
Вариант B. Нарезание резьбы сменными колесами. Метрические шаги, мм | 0,25..8 | |||
Вариант B. Нарезание резьбы сменными колесами. Дюймовые шаги, витков на дюйм | 112..3 | |||
Вариант C. Механизм подач для нарезания резьбы универсальный. Метрические шаги, мм (число шагов) | 0,25..3,5 (24) | |||
Вариант C. Механизм подач для нарезания резьбы универсальный. Дюймовые шаги, витков на дюйм (число шагов) | 112..6 (72) | |||
Вариант C. Механизм подач для нарезания резьбы универсальный. Специальная резьба сменными колесами, мм | 0,025..8 | |||
Резцовые салазки | ||||
Наибольшая длина перемещения резцовых салазок, мм | 80 | 90 | 105 | 90 |
Наибольшее сечение державки резца, мм | 16 х 16 | 10 х 12 | 12 х 12 | 12 х 12 |
Высота от опорной поверхности резца до оси центров (высота резца), мм | ||||
Число резцов в резцовой головке | 1 | |||
Задняя бабка | ||||
Диаметр пиноли, мм | 40 | |||
Конус отверстия пиноли задней бабки по ГОСТ 2847-67 | Морзе 3 | Морзе 2 | Морзе 2 | |
Наибольшее перемещение пиноли, мм | 80 | 70 | 80 | 100 |
Перемещение пиноли на одно деление лимба, мм | 0,05 | |||
Величина поперечного смещения корпуса бабки, мм | 12 | 12 | 12 | |
Электрооборудование | ||||
Количество электродвигателей, установленных на станке | 2 | 3 | ||
Электродвигатель главного привода, кВт (об/мин) | 1,7/ 2,1/ 2,6 (1000/ 1500/ 3000) |
0,8/ 1,5 (750/ 3000) | 1,5/ 2,7 (750/ 1500) | 0,75/ 2,5 ЛС (500/ 1500) |
Электродвигатель насоса охлаждающей жидкости, кВт | 0,125 | |||
Суммарная мощность электродвигателей, установленных на станке, кВт | ||||
Габариты и масса станка | ||||
Габариты станка (длина ширина высота), мм | 1780 х 720 х 1285 | 1650 х 700 х 1250 | 1473 х 730 х 1280 | |
Масса станка (A, B, C), кг | 1100 | 680 | 880 | (910, 930, 990) |
Связанные ссылки. Дополнительная информация
Полезные ссылки по теме. Дополнительная информация